учитель физики МОУ Чукальская средняя общеобразовательная школа Краснослободского района
УРОК « ФИЗИКА В ПОХОДЕ» 8 КЛАСС
Цели урока: учебные – повторение знаний по темам «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний»; формирование умения применять теоретические знания при решении практических задач; развивающие – расширение кругозора учащихся, повышение их познавательной активности, развитие умения анализировать, делать выводы; воспитательные – учить детей находить и воспринимать прекрасное в природе; формировать представления о связи природы и духовного мира человека. Цели урока: учебные – повторение знаний по темам «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний»; формирование умения применять теоретические знания при решении практических задач; развивающие – расширение кругозора учащихся, повышение их познавательной активности, развитие умения анализировать, делать выводы; воспитательные – учить детей находить и воспринимать прекрасное в природе; формировать представления о связи природы и духовного мира человека.
1. Организационный момент. Формулировка темы и целей урока. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Решение качественных задач. 4. Проведение фронтального опыта. 5. Тестирование. 6. Решение занимательных задач. 7. Подведение итогов.
« Повторение – мать учения»
Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется внутренней энергией
совершение работы теплообмен теплопроводность конвекция излучение Способы изменения внутренней энергии
- такой тип теплообмена, когда тепло передается от более нагретых участков тела к менее нагретым, вследствие теплового движения молекул. Теплопроводность
- перенос энергии струями жидкости или газа. Конвекция
- перенос энергии в виде электромагнитных волн. Излучение
6. Вещество может находиться в состояниях. твердом, жидком, газообразном
1. Почему дым от костра в безветренную погоду поднимается вверх? поднимается вверх? а) в результате конвекции; а) в результате конвекции; б) в результате б) в результате теплопроводности; теплопроводности; в) в результате излучения. в) в результате излучения.
2. Жар от костра мы ощущаем, находясь даже на значительном расстоянии. Как нам передается тепло? Как нам передается тепло? а) конвекцией; а) конвекцией; б) теплопроводностью; б) теплопроводностью; в) излучением. в) излучением.
3. Какое явление лежит в основе нагревания воды? а) конвекция; а) конвекция; б) теплопроводность; б) теплопроводность; в) излучение. в) излучение.
4. Когда вода в чайнике быстрее закипит? а) если крышку открыть; а) если крышку открыть; б) если крышку закрыть; б) если крышку закрыть; в) нет никакой разницы. в) нет никакой разницы.
5. Что такое кипение? а) процесс интенсивного парообразования внутри жидкости; б) переход молекул в пар с поверхности жидкости; в) беспорядочное движение всех молекул.
6. Как надо поступить, наливая кипяток в стакан, чтобы он не лопнул? а) наливать очень медленно; б) наливать очень быстро; в) надо опустить в стакан металлическую ложку.
7. Чтобы чай быстрее остыл, на него дуют. Это связано с тем, что а) происходит разрушение кристаллической решетки; б) ускоряется процесс испарения, что понижает температуру; в) происходит конденсация.
8. Наш привал заканчивается. А как же поступить с костром? а) залить водой и уложить дерн на прежнее место; б) оставить все как есть, сам догорит; в) залить водой.
Вода водопада была чистой, холодной, вкусной. Робинзон набрал воды в самодельный горшок и задумался: «Как сохранить воду долгое время в глиняном горшке в жаркую погоду, чтобы она оставалась холодной?»
Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого- то растения, свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил стаканчик водой. «Хорошо бы вскипятить воду», - подумал он. Как можно вскипятить воду в подобном стаканчике?
Робинзон попробовал воду, она оказалась соленой. «Как из соленой воды получить пресную?» - этот вопрос не давал ему покоя. Приборов никаких нет, но есть пещера, в которой так холодно, что даже вода по ночам замерзает. Как же Робинзону получить из соленой воды пресную? Перечислите все известные вам способы. Робинзон попробовал воду, она оказалась соленой. «Как из соленой воды получить пресную?» - этот вопрос не давал ему покоя. Приборов никаких нет, но есть пещера, в которой так холодно, что даже вода по ночам замерзает. Как же Робинзону получить из соленой воды пресную? Перечислите все известные вам способы.
Робинзон заметил, что если в кувшине или что если в кувшине или горшке оставить воду в жаркий день, то к вечеру часть воды испарится и ее станет меньше. Как предохранить воду от испарения?