Для того, чтобы понять, что такое "маньеризм", давайте определимся со словом "манера". В русском языке слово "манера" имеет плохую репутацию. Стоит добавить к нему несколько суффиксов, и получится: "манерность"
Допустим, вы идете по улице, и кто-то спрашивает вас, как ему куда-то пройти. Обычно, человек, если знает, то просто покажет: направо, допустим, а потом налево. Если человек ходит по улицам манерно, то он покажет примерно так: изящно поднимет руку, посмотрит на сияние своих ногтей в солнечном свете и спокойно заявит вопрошающему: "Идите туда, куда я вам показал". Прохожий в недоумении: "Вы мне ничего не показали". Но оказывается, что сияющие ногти были направлены как раз туда, куда ему нужно... Человек, который хочет научиться манерам, никогда не будет делать жеста совершенно откровенного. Чтобы ответить на какой- нибудь элементарный вопрос, он, вместо одного жеста, сделает несколько. Скажем, десять.
Пьянство, например, и сладострастие - крайне не эстетичные пороки. С другой стороны, такие добродетели, как самопожертвование и патриотизм тоже неэстетичный. Попробуйте себе представить физиономию патриота, страстно любящего свою страну - навряд ли это зрелище можно назвать эстетически интересным. Или человек, жертвующий чем-нибудь ради друга - деньгами или жизнью. Он может принять неудачную позу, он может нелепо размахивать руками, его лицо может исказиться - все это не привлечет внимание эстета, для эстета это будет малоинтересно. Есть любопытный анекдот про Оскара Уайльда. Под его окнами сидел нищий в отвратительных лохмотьях. Как поступил Уайльд? Он не подал ему милостыню, не купил ему новый костюм. Он велел взять его лохмотья и сшить точно такие же, только из очень хороших материалов: атласа, бархата, шелка и т.п. Нищего переодели. Уайльд остался доволен... Сказать, что это хороший поступок - наверно нельзя, но и плохим этот поступок не назовешь. Это поступок очень нейтральный. Этика здесь безусловно подчинена эстетике.
Естественно, как и большинство "изюмов", которыми мы пользуемся, термин этот ввели немцы. широкой популярностью это слово стало пользоваться после выхода книг немецкого искусствоведа Густава Рене Хокке "Мир как лабиринт" и "Маньеризм в литературе". Для него маньеризм - это отклонение от нормы. Если классика - стандарт, то маньеризм - это то, что этот стандарт сознательно нарушает
Термин "маньеризм" появился в двадцатые годы. Впервые это слово встречается в искусствоведческом анализе живописи Эль Греко и Тинторетто.
западноевропейский литературно- художественный 16- первой трети 17 века. Характеризуется утратой ренессанской гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.
Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.
Существует и расширительное толкование понятия "маньеризм", как выражения формотворческого, "прециозного" начала в искусстве на разных стадиях культурного развития - от античности до современности.
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году.
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм и эротизм ; Спиритуализм - философское учение, признающее сущностью мира духовное первоначало, рассматривающее материальное как творение духа (Бога)..Spiritualis - духовный…
взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой "змеевидной" линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост),
необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т.д.
Аллегория на битву при Лепанто
К живописцам маньеризма относят Дж. Вазари. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы - Тинторетто и Тициана. Пармиджанино – Италия. Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, Ханс фон Аахен.
. Вакх, Церера и Купидон. Вена, Художественно- исторический музей ВакхЦерера Купидон Вена
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.
Эль Греко испанский живописец. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо.
В иллюзорно- беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно- духовную интерпретацию Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства
Творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Джамболоьнья. Похищение сабинянок. Флоренция.
День поблек - изящный и невинный Вечер заглянул сквозь кружева И над книгою старинной закружилась голова. Встало в легкой полутени, заструилось вдоль перил В голубых сетях растений кто-то медленный скользил. Тихо дрогнула портьера, принимала комната шаги, Голубого кавалера и слуги Услыхала об убийстве - покачнулась, умерла Уронила матовые кисти в зеркала. В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли, Где под пудрой - молитвенник, а на ней - Поль де Кок Где фламандское кружево на платке из фланели На кушетке загрузился молодой педагог. Он читает ей Шницлера, посвящает в Констебля. Восхвалив авиацию, осуждает Китай......Философия похоти. Нелли думает едко: Я в любви разуверилась, господин педагог. Ах, когда бы на "Блерио" поместилась кушетка, Интродукция Гауптман, а финал - Поль де Кок.
Заново разрушенная Хиросима.Арата Исодзаки. 25 июня 12 сентября 2005 г. Флигель-Руина
Францисканская церковь Сант' Анджело
Теремной дворец в Московском Кремле. 1635–1636. Литография сер. XIX в. Русские архитекторы эпохи эклектики, с упоением и тщательностью копировавшие формы русских храмов середины XVII века, считали эти формы и весь стиль «узорочья» наиболее ярким выражением русского духа. Каково же было бы их изумление, если бы они смогли увидеть в ширинках и колонках Исторического музея, с беспримерной археологической сухостью воспроизводящих те же детали из каких-нибудь боярских палат или церкви в Останкине, не столько народную тягу к обильной и разнообразной декорации плоскости, сколько чуждое влияние архитектуры немецкого маньеризма.
Теремной дворец в Московском Кремле. Верхняя площадка. Рядом с маньеризмом все же есть и поздняя готика – в шатре
Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля. 1624–1625. Здесь формы поздней готики впервые совместились с маньеризмом.
Прихотливый ордер (гермовидные, сидячие и канделябровые колонны), обилие мелкой резьбы и необычные сочетания деталей делают этот немецкий маньеризм достаточно ярким явлением, которое легко отличить, скажем, от голландского и зависимого от него северогерманского маньеризма.
Сделайте вывод…