Презентация учителя изобразительного искусства МОУ СОШ с.Новый Урух Ирафского района Перисаевой Ирины Георгиевны 2009 год
Тема: Осетинский орнамент в женском национальном костюме Осетинский народный орнамент является одним из богатейших разделов народного искусства.Самобытное,национальное по форме,осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалась для украшения одежды,мебели, посуды,оружия,орудий труда и.т.д. В Осетии можно встретить старух- рукодельниц,сохранивших образцы и традиции древних осетинских вышивок,которыми украшались платья, черкески,бешметы, головные уборы,обувь,предметы быта и убранства коня.
Осетинский национальный женский костюм Верхнее женское одеяние также украшалось вышивкой из золотых ниток и драгоценными камнями,бусами и пленницами. Осетинское художественное шитье воплотило в себе огромные богатства орнаментального искусства осетинского народа. Осетинское художественное шитье имеет ряд технических приемов исполнения: 1. Стебельчатый шов 2. Звеньевой шов 3. Шитье гладью. 4. Шитье узелками или пупырышками 5. Вышивка аппликацией 6. Нанесение узора тесьмой или шнуром. 7. Шитье золотыми и серебряными нитками в прикреп. 8. Шитье в одну нить длинными стежками из золотых и серебряных ниток
Золотое шитье применялось, главным образом на бархате, чаще бордовом, реже на малиновом, коричневом, темно- синем зеленом голубом В Осетии в старину орнаментом украшали не только бронзовые, золотые и серебряные изделия,но ткани,отделанные вышивками из золотых и серебряных ниток, а также разными галунами, тесемками шнурами которые плелись и ткались в ручную.
Верхнее платье имело двойные рукава ;кроме основных рукавов были еще дополнительные, причем двух видов. Первый вид дополнительного рукава шился преимущественно из того же материала, что и платье. Края рукава имели овальную форму и украшались галунами или узорами из золотых и серебряных нитей. По фону рукава тоже разбрасывались легкие узоры в виде звездочек, цветочных лепестков, листиков, они богато орнаментировались.
Украшение женского праздничного костюма орнаментировался легкими узорами из блесков и бисера. Платья шились из бархата и шелка, которая орнаментировалась очень богато. Костюм носили с поясом, он дополнялся оригинальными позолоченными и полудрагоценными камнями.
Обязательным дополнением к женскому национальному костюму являлась шапочка. Она вырезалась из картона, кожи-сафьяна и покрывалась материей с тонкой прослойкой ваты или шерсти, а затем уже обтягивалась бархатом различных цветов или плотным цветным шелком. После этого к ней прикреплялись детали орнамента из золотых серебряных ниток и, наконец она обшивалась галунами. Орнамент при этом мог быть звериный, линейный или растительный. Своеобразными являются также шапочки невест украшенные хороводом птиц, чаще всего голубей. В зависимости от того,для украшения какой вещи предназначался узор, менялись характер и самые приемы передачи орнамента.
Осетинский народный орнамент с его ярким и выразительным национальным стилем отобразил черты народного склада.В нем отражается уровень культуры народа и,в частности, уровень его изобразительного мастерства. Осетинский народный орнамент не потерял свое практическое значение,он и в настоящее время с большим успехом может быть использован во всех отраслях изобразительного искусства.Это замечательное культурное наследие может служить живым родником вдохновения для художников и зодчих Осетии.