обратите внимание на особенности стиля учебника: точность, логичность, абстрактность понятий; учебник сам по себе не будет организовывать внимание читателя; перед чтением учебника следует сосредоточить внимание, настроиться на то, чтобы при чтении следить за логикой и последовательностью изложения материала; темп, внимательность, подробность чтения и понимания текста зависит от цели чтения. 1
-Следует ли мне читать весь текст или некоторые фрагменты из него? Мне необходимо только ознакомиться с информацией или основательно изучить текст? Собираюсь ли я подробно воспроизводить информацию? Необходимо ли мне высказать свое отношение к прочитанному? 2
I. Работай с заголовком! Прочитав заголовок, остановись! 1. Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте. 2. Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему. 3. Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. 4. Попытайся, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста. 5. После этого приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста. 3
II. Работай с текстом! Обращай внимание на непонятное в тексте. 1. Читая следи, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найди их объяснение в словарях или справочниках, спроси у учителя и одноклассников. 2. Непонятным может быть само содержание текста. Подумай, не связано ли это непонимание с изученным, но плохо усвоенным материалом. Подумай, что именно из ранее изученного материала мешает пониманию, и повтори его. Подумай, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры. 4
III. Веди диалог с автором! 1. По ходу чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании. 2. Проверяй свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь дать предположительные ответы на свои вопросы, ищи эти ответы в тексте. Если не можешь найти ответ, помни, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайся найти недостающие сведения в других источниках. 5
III. Веди диалог с автором! Выделяй главное! 1. Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет и дополняет. 2. По ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста. 3. Составляй схемы, таблицы, отражающие существенные элементы текста. 4. В случае необходимости делай выписки. 5. Рассматривай все данные в учебнике примеры и придумывай свои. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем ты читал! 6
IV. Запоминай материал! 1. Объясни себе, в чем связь мыслей – пунктов твоего плана. 2. Перескажи текст по плану. 3. Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя. V. Проверяй себя! 1. Ответив на вопросы, проверь по учебнику правильность своего ответа. 2. После пересказа проверь, все ли выделенное тобой пересказано и не было ли при этом ошибок. 7
8