Учитель музыки МОУ «СОШ 6» г.Новодвинска Лепешкина Екатерина Витальевна ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННО- РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
основа музыкальной культуры русского народа. природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. является одним из наиболее доступных и самых любимых детьми исполнительских видов музыкальной деятельности. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ПЕНИИ НАПРЯЖЁННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ВЯЛОСТЬ И МАЛОПОДВИЖНОСТЬ ГУБ, ЯЗЫКА, НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ НЕПРАВИЛЬНОЕ ОТКРЫВАНИЕ РТА НЕУМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЫХАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ
тянуть звук на гласном, формируя его; переносить согласный с конца слога на начало последующего; допеть слово, не проглатывая согласный звук в конце слова; открывать рот, свободно опуская нижнюю челюсть; четко произносить согласные в любом ритме; фонетически чисто и правильно произносить текст; кратко и быстро произносить шипащие и свистящие в пении; утрированно произносить согласные в пении (Р, М, Н, Б). УМЕНИЯ:
К.П. Виноградов Г. А. Струве В.В. Емельянов В.А.Жилин Т.Э.Тютюнникова НАД ОРГАНИЗАЦИЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННО- РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ РАБОТАЛИ:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЧАСИКИ Тик-так, тик-так Ходят часики вот так. День и ночь они не спат, Всё стучат, стучат, стучат ЧИЩУ ЗУБКИ Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА БЕГЕМОТ Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик ПАРУС Лодка под парусом По реке плывет, На прогулку лодочка Всех нас увезёт.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ГАРМОШКА На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад Наш маляр работе рад.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА БАРАБАНЧИК Барабанщик очень занят, Барабанщик барабанит, Д-д, д-д-д! ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ГРИБОЧЕК Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой ЛОШАДКА Едем, едем на лошадке, По дорожке ровной, гладкой.
Лопатка Рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, по шлепать по нему губами: па- па-па. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Трубочка вытянуть губы как для звука у, в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнять на счет 1 – 10 – 5 раз. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Качели рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, а затем нижних. Если сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку – 10 раз. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Лошадка щелчки языком – секунд. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
16 УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ МОТОЦИКЛ «Завели мотор: Р! Р! Кто дальше и быстрее едет?» (инструкция: во время звучания переходить в мягкое Рь, Рь на певческом звуке одной высоты и затем «с подъёмом в гору и спусканием с горы» – интонируя голосом)
УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ ЗВОНОК «Мы идем в гости. Три раза нажмем на кнопку звонка: Рь, Рь, Рь! – не открывают? Тогда нажмем и подержим Рь…» (инструкция: используя в игровой ситуации мимику и жесты, дети отрабатывают произношение звука)
УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ СОРОКА - СПЛЕТНИЦА «Передайте сплетню дальше: Трр! Трр! Трр!» (инструкция: дети, подражая сороке, передают по цепочке данное звукосочетание)
УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ Свистит ветер: ССССС…; Жужжит пчела: ЖЖЖЖЖ…; Звенит комар: ЗЗЗЗЗ…: Воображаемый распылитель: ФФФФФ!..: Насос качает шину: Ш! Ш! Ш! (или С! С! С!)
СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ Чёрной галке, чёрный дрозд подарил черники гроздь. Перепёлка перепеленала перепелёнка. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Был у короля орёл, полетел орёл за королём. Ма-ма-ма – всё я делаю сама. Ли-ли-ли – папа строит корабли. Ра-ра-ра – за горой стоит гора. Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Речь Рифмовки,возгласы, загадки, скороговорки, поговорки, сценическое разыгрывание речевых упражнений Поиск рифмы, сочинение стихов, поиск стихов способных стать песней Дать представление о речи, рифмах, фразах Способствовать постижению понятий: ритм, динамика, темп, тембр, регистр, интонация, мелодия, форма Способствовать углублению понятия взаимосвязи музыки и литературы Развитие самостоятельного поиска
Желаю успехов!