Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Advertisements

Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Правописание гласных в корнях с чередованием. Чередование – это замена одного звука другим. Загар – загореть ЗАПОМНИ! Гласные в корнях с чередованием.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
Транксрипт:

Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ»

ЦЕЛИ УРОКА: Дидактическая цель : Усвоить правила правописания и лексическое значение слов с непроверяемыми гласными в корнях слов. Задачи: Научить различать правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов. Научить группировать корни с чередующимися гласными и определять чередование звуков «и», «е», «а», «о». Провести проверку усвоения изученного материала. Развивающая цель: Развивать познавательное мышление и коммуникативные навыки. Задачи : Учить анализировать, выделять главное, делать самостоятельные выводы. Развивать речь при выступлении и обсуждении. Прививать навыки самоконтроля.

Воспитательная цель: Воспитывать личностные качества и повышать творческий потенциал студентов. Задачи: Воспитывать самостоятельность и активность при выполнении тестовых материалов. Воспитывать ответственность за своевременное и правильное выполнение самостоятельных заданий. Активизировать процесс самопознания. Воспитывать коммуникативные компетенции.

Студент должен знать : Правила правописания гласных в корнях слов. Студент должен уметь : Грамотно излагать свои мысли; применять теоретические знания правил на письме; уметь самостоятельно работать с тестами и объяснять правила написания безударных и чередующихся гласных в корнях слов; уметь проводить исследовательскую работу по данной теме в текстовых материалах художественной литературы.

Сегодня мы научимся группировать корни с чередующимися гласными, определять чередование звуков «и», «е», «а», «о». Правописание этих корней вызывает затруднение, потому что в них чередующиеся гласные могут быть ударными и безударными, чтобы легче запомнить, эти корни, (а их всего 20) сгруппируем их. Чередование и – е В корнях – бер-бир, -мер- мир-, -дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, -стел-стил-, - счет-счит-, -блест- блист-, -жег-жиг- наблюдается чередование е – и. Буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-:соберу – собираю, уберу - убираю, запереть-запираю, отдеру – отдираю, растереть – растираю, расстелить – расстилаю, блестеть – блистать, зажечь – зажигать, вычет – вычитать. Исключение: чета, сочетать, сочетание.

Тест 2 Собираться в путь, запереть дверь, растереться полотенцем, расстилаться по лугу, вычесть, блистать талантом, застелить постель, вычитание, блестящий ответ, придираться к мелочам, сочетание, стереть в порошок, выжигать по дереву.

В корнях – бер-бир, -мер-мир-, - дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, - стел-стил-, -счет-счит-, - блест-блист-, -жег-жиг - наблюдается чередование е – и. Буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс - а.

Проблемный вопрос Почему в корне совершенного вида пишется А или Я, а в корне парного глагола несовершенного вида пишется ИМ или ИН: принять – принимать, сжать – сжимать, размять – разминать?

Сейчас мы сгруппируем корни с чередованием «а» и «о»: в корнях - гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/- клон-, -твар-/-твор-. В корнях –гор-( гореть), -клон- (поклониться), -твор- (творить) без ударения пишется О, а под ударением та гласная, которая слышится. Исключение : пригарь, утварь.

В корнях –зар- (заря), -плав- (плавник) без ударения пишется А. Исключение : зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, плывун. Под ударением в корне –зар-/-зор- пишется та гласная, которая слышится.

Тест 3 Поклониться, затворить, зарница, притвориться, выгореть, озарение, творение, заря, сгореть. Загорелый, плавучий, плывун, разгораться, зоренька, догорающий, пригореть, поплавок, подгорать, пловец, зорянка, пригарь, зоревать, озариться, гарь, зорька, заплывают, сплавлять, погорельцы.

В корнях –гор-( гореть), -клон- (поклониться), -твор- (творить) без ударения пишется О, а под ударением та гласная, которая слышится. Исключение : пригарь, утварь. В корнях –зар- (заря), -плав- (плавник) без ударения пишется А. Исключение : зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, плывун. Под ударением в корне –зар-/-зор- пишется та гласная, которая слышится. В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффикса –а-, если за корнем следует суффикс –а-, в корне пишется А: коснуться – прикасаться, предположить – излагать. Исключение: полог.

В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить. Исключение: скачу, скачок. В корнях –раст-/-рос-/-ращ- перед СТ и Щ пишется А, перед С – О: растение, выращенный, выросли. Исключение : росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Тест 4 Предлагать, изложение, прикосновение, прилагательное, касаться, приложение, вскочить, скакун, расти, росли, сращение, растение, поросль, скакать, отскочить, скачок, выросли, росток, выращенный, растущий, отрасль.

В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффикса –а-, если за корнем следует суффикс –а-, в корне пишется А: коснуться – прикасаться, предположить – излагать. Исключение : полог. В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить. Исключение : скачу, скачок. В корнях –раст-/-рос-/-ращ- перед СТ и Щ пишется А, перед С – О: растение, выращенный, выросли. Исключение : росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слова. Корень –мак- имеет значение «погружать что-либо в жидкость»: обмакнуть перо в чернила, макать хлеб в мёд. Корень –мок- имеет значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ.

Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, все равно. Корень –ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: подровнять волосы, выровнять дорогу, уровень. Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравнять в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

Тест 5 Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый плащ, равномерные колебания, подровнять грядки, сравнение, равнение в рядах, обмакнуть перо, промокательная бумага, подровнять волосы, уровнять в правах, уровень, все равно, подравняться в строю, равнина, равнозначные величины, сровнять с землей.

Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/- ровн- зависит от значения слова. Корень –мак- имеет значение «погружать что-либо в жидкость»: обмакунть перо в чернила, макать хлеб в мёд. Корень –мок- имеет значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ. Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, все равно. Корень – ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: подровнять волосы, выровнять дорогу, уровень. Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравнять в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

Тест 6 Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, сочетать качества, пожимать руки, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, уровень, касательная, оросительная система, пловец, ровнять дорогу, возраст, изложение, творение, выгореть, заря, снимать урожай, разжигать костер, поросль, отрасль, наклониться, равнина, непромокаемый плащ, скачок, росток, почитатели таланта, озарение, наклоняться, наращение, уравнение, отвращение, сгорание, плавник, макать хлеб в соль, нарастание, сравнение.

Сегодня мы с вами изучили тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов», в процессе изучения мы вспомнили некоторые правила из области лексикологии, фонетики, повторили и закрепили правила правописания безударных гласных в корне слова, научились группировать корни, определять чередование звуков: -и-, -е-, -а-, -о-. Эта тема относится к трудным случаям в русской орфографии.

Задание на дом: Повторить параграф 22, просмотреть все конспекты по этой теме; провести исследовательскую работу по данной теме: «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов». Проанализировать 3-4 страницы из любого художественного произведения – как часто употребляются слова с безударными и чередующими гласными в корнях слов, выписать эти слова и объяснить правила правописания.

Вопрос: Какая цель была поставлена перед вами на уроке?

Анализ деятельности студентов на уроке. Проведите анализ своей деятельности на уроке. Проведите анализ своей деятельности на уроке. Перед вами лист ватмана. Перед вами лист ватмана. Напишите на нем свои выводы по уроку. Напишите на нем свои выводы по уроку. Какую оценку вы поставили бы себе? Какую оценку вы поставили бы себе? Оставьте свои пожелания и предложения. Оставьте свои пожелания и предложения.