Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос.Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области Кузнецова Т.А.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. И ведущую роль в этой работе играет школа.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы: Урочная деятельность 1) проектная деятельность 2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления 3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня) 4) работа в группе Внеурочная деятельность 1) предметная неделя 2) олимпиады по предмету 3) участие в конкурсах 4) кружковая работа
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Традиционно в нашей школе проводится предметная неделя, включающая в себя всевозможные конкурсы, викторины, литературно-музыкальные гостиные, литературные вечера. Они позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.
По результатам проведения Недели русского языка и литературы все участники награждаются грамотами. Также проводится опрос, с целью выяснить, какие мероприятия особенно понравились, показались наиболее интересными, познавательными. В течение Недели работают фотокорреспонденты, которые по завершении всех мероприятий оформляют странички в летописи школы.
Недели русского языка и литературы призваны учить добру, истине, красоте и любви. Разные методы и формы работы помогают раскрывать творческие способности каждого ребёнка, независимо от его способностей, будить в них потребность саморазвития и самопознания, приближать их к новому витку мышления, к выполнению исследовательских заданий, творческих работ. А ведь каждый ученик кладезь возможностей и талантов
Олимпиады и конкурсы Именно они позволяют выявить способных и одарённых детей. Подготовка к олимпиадам любого уровня должна носить системный характер. Немаловажную роль здесь играют индивидуальные консультации, поскольку олимпиадные задания последних лет далеки от традиционной школьной программы и максимально приближены к вузовской. Поэтому учимся вместе: сама вспоминаю забытое старое, а ученики получают углублённые знания о языке. Кроме того, составляется индивидуальный план работы с ребёнком, где прописываются темы, необходимые для изучения, время и место проведения.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА На базе школы существует ОДО «Пресс-центр», в рамках которого работает редакционная коллегия школьной газеты «Переменка» 2007 год Газета «Переменка» - лауреат Первого областного фестиваля школьных средств массовой информации «Пою моё Отечество!»
Газета является информационным, публицистическим, художественным печатным изданием. «Переменка» - добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 5-11-х классов. Цель: освещать в газете школьные новости и проблемы, активизировать работу редакционных коллегий, организовать работу редколлегии на основе тесного сотрудничества с Советом старшеклассников, педагогическим советом и родительским комитетом школы ГБОУ СОШ пос.Новоспасский
Задачи газеты Содержание газеты 1. Предоставить каждому возможность для самореализации. 2. Повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения. 3. Информировать о планируемых школьных и внешкольных мероприятиях. 4. Освещать события, происходящие в посёлке, районе, регионе, стране, мире с позиции значимости для учащихся, школы. 5. Поднимать вопросы, интересующие учащихся, учителей, родителей. 6. Публиковать статьи, стихи, рассказы и т.п. учащихся, учителей, родителей. 7. Развивать информационную культуру участников образовательного процесса. Рубрики: «Как на духу» «Вести из класса» «Литературная страничка» «Будьте здоровы» «Говорим по-русски» «Спортивные новости» «Это интересно»
О поощрении Разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы, грамоты). Лучшие творческие работы (стихи, рассказы, очерки, статьи) публикуются в ежемесячной школьной газете и в районной газете «Приволжский вестник», повышая престиж знаний и личный рейтинг учащихся.
Все эти формы и методы работы позволяют решить следующие задачи Задачи работы с одарёнными детьми Создать условия для потребности в новой информации (широкая информированность) Помочь одарённым детям в самораскрытии (творческая направленность) Выходить за рамки общепринятых программ Учитывать специфику интересов обучающихся Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учёбе.
Итогом работы учителей-словесников школы мы считаем достижения своих учеников: 1 место в районном и окружном конкурсе литературных работ «Зелёная планета» (стихотворение) - Жукова Татьяна 2 место в районном конкурсе литературных работ «Зелёная планета» (стихотворение) - Ионычева Ольга 1 место в районном этапе Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (стихотворение)– Шишина Ангелина 3 место в районном этапе конкурса газет и журналов «Улица, транспорт, мы» – группа учащихся 5-6 классов Участие в областной программе «Образование для всех», учреждённой для детей с ограниченными возможностями здоровья в числе 10 лучших (эссе) – Кадеров Владислав Ежегодное участие в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».
Потребность в выявлении и поддержке одарённых, мыслящих, талантливых людей существует в любом обществе. Это необходимо делать для того, чтобы сохранить интеллектуальную элиту государства, а значит и существование самого общества. Наша система работы с такими детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьника, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Россия.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!