Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Проект – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.
Роль учителя в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. Консультирование, помощь в подборе проекта, исследовательской работе; Консультирование, помощь в подборе проекта, исследовательской работе; Наблюдение за ходом работы учащихся; Наблюдение за ходом работы учащихся; Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности; Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности; Поддержание рабочей обстановки в классе; Поддержание рабочей обстановки в классе; Нормирование труда школьников; Нормирование труда школьников; Анализ и обобщение работы учащихся; оценка творческой проектной и исследовательской деятельности на каждом этапе. Анализ и обобщение работы учащихся; оценка творческой проектной и исследовательской деятельности на каждом этапе.
Исследовательский метод обучения - метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Проектный метод обучения - это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов.
Технология организации исследовательской деятельности младших школьников Организационно-подготовительная стадия Организационно-подготовительная стадия 1 этап. Определение участников и темы исследования, проекта. Отбор литературы. 1 этап. Определение участников и темы исследования, проекта. Отбор литературы. 2 этап. Утверждение темы исследования, проекта. Закрепление консультантов. 2 этап. Утверждение темы исследования, проекта. Закрепление консультантов. Основная стадия Основная стадия 3 этап. Сбор и обработка материала. Корректировка задач проекта. 3 этап. Сбор и обработка материала. Корректировка задач проекта. 4 этап. Независимая экспертиза результатов исследования. 4 этап. Независимая экспертиза результатов исследования. Завершающая стадия Завершающая стадия 5 этап. Представление результатов исследования, проекта. 5 этап. Представление результатов исследования, проекта. 6 этап. Подведение итогов. Выявление лучших работ. 6 этап. Подведение итогов. Выявление лучших работ.
Правила выбора темы исследования, проекта Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, проекта. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, проекта. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выбирая тему необходимо учитывать: возможный уровень решения проблемы, желание ребенка и возможность учителя и исследовательской базы. Выбирая тему необходимо учитывать: возможный уровень решения проблемы, желание ребенка и возможность учителя и исследовательской базы.