Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Должны знать: - все буквы алфавита, правильно называть их - основное отличие звука от буквы. Должны уметь: - вычленять звуки из слова, правильно их произносить - различать гласные и согласные звуки и буквы - правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я - делить слово на слоги - выделять в слове ударный слог - переносить слово по слогам - правильно списывать слова и предложения - употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения - писать с заглавной буквы имена и фамилии, клички животных - устно составлять текст из 3-5 предложений на определённую тему.
Ученик научится: различать, сравнивать: -звуки и буквы; -ударные и безударные гласные звуки; -твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово и предложение; кратко характеризовать: -звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие); -условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи: -выделять предложение и слово из речевого потока; -проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех пяти звуков; -выделять в словах слоги; -правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; -правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением; -переносить слова; -писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; -правильно писать словарные слова, определенные программой; -ставить точку в конце предложения; -грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); - безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом слов; -осознавать цели и ситуации устного общения; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться: - выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря; - использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; - различать слова, называющие предметы, действия и признаки; - задавать вопросы к словам; - выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Инструментарий для оценки новых образовательных результатов 1) Личностные результаты. Проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные однозначно поступки можно оценить как хорошие или плохие. Задание в общем виде: Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки, как правило, конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде. 2) Регулятивные универсальные учебные действия. Проверяем умение составлять план решения проблемы (задачи). Задание: Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. Предлагаемые действия: (…)
3) Познавательные универсальные учебные действия. Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Задание: Известно, что до глубины менее Х м человек может нырять без специального снаряжения. Нужно ли специальное снаряжение, чтобы достичь наиболее глубокой точки озера Ильмень? 4) Коммуникативные универсальные учебные действия. Проверяем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент. Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы _________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо: 1) ___ 2) _______ 3) ___________
5) Отрывок из сказки А.С.Пушкина: «Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо. В светеж вот какое чудо: В море остров был крутой, Не привальный, нежилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нём дубок единый; А теперь стоит на нём Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами». Ознакомление: вспомните и напишите (напишите с помощью трёх прилагательных (или словосочетаний), как выглядел остров, когда корабельщики впервые увидели его) Понимание: постройте прогноз развития (подумайте, как бы могли развиваться события дальше, что ещё могло бы находиться, произойти на острове?) Применение: сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает (нарисуй, как выглядел остров до и после превращения) Анализ: раскройте особенности…Выдели две части в отрывке. Объясни своё мнение. Синтез: изложите в форме… своё мнение (понимание)… Докажи, что в описаниях это один и тот же остров) Оценка: оцените значимость…для... (почему изменения, которые произошли с островом, корабельщики называют «чудом»?)