1 М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 – 1889
2 Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Жизнь и творчество.
3 Цели урока: познакомиться с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.
Викторина по сказкам. 4
5
6 Жизненный и творческий путь писателя. План лекции. 1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Традиции русской литературы в творчестве писателя. 3. «Эзопов язык» в произведениях писателя.
7 Мать О.М.Салтыкова Отец Е.В. Салтыков М.Е. Салтыков в раннем детстве Дом, в котором родился и жил М.Е. Салтыков-Щедрин
8 Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина Жена Е.А. Салтыкова М.Е.Салтыков-Щедрин Дочь Сын
9 Краткая хроника жизни 1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещика («Пошехонье») учёба в Царскосельском лицее участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма).Петрашевского опубликована повесть " Противоречия " повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку жизнь в Вятке по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".
10
11
вернулся на государственную службу уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884) "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок. 1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.
13 Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
14 Сопоставительный анализ: общие черты. Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка
15 Отличительные черты Сказки Салтыкова- Щедрина Сатира. Сарказм. Смешение категорий добра и зла. Нет положительного героя. Уподобление человека животному. Сказки русского народа Юмор. Гипербола. Победа добра над злом. Положительный герой. Очеловечивание животных.
16 СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась- идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пескарь») Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Художественные особенности Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация
17 Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. ирония осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; иносказание, аллегория иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; гипербола чрезмерное преувеличение.
18 Словарная работа. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ- преобладание критическогоКРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ- преобладание критического отношения к изображаемой реальности. отношения к изображаемой реальности.
19 Самостоятельная работа. Письменные ответы на вопросы по уроку.
Рефлексия. Мне понравилось … Меня удивило … Я узнал … Я вспомнил … Я понял … 20
21 Домашнее задание. 1. Выучить лекцию. 2. Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»). 3. Записать 5 вопросов по содержанию для одноклассников.