Выполнила ученица 8 «Б» класса МБОУ СОШ 13 Ярош Анастасия. Руководитель: Смирнова Ирина Владимировна, учитель биологии. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ» ТЕМА РАБОТЫ: «ШКОЛЬНЫЕ СТРЕССЫ» (СЕКЦИЯ БИОЛОГИИ)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель работы: Изучить особенности проявления тревожности учащихся, как одной из причин школьного стресса и выяснить, как он влияет на сердечно сосудистую систему. Задачи: Провести обзор литературы по данному вопросу; Провести исследование, выявляющее наличие тревожности у школьников разных возрастов; Выявить основные причины школьных стрессов; Выработать рекомендации по устранению школьных стрессов.
ВИДЫ СТРЕССА Эустресс Дистресс Психологический стресс Эмоциональный стресс
ПРИЗНАКИ СТРЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА · Изменение школьной успеваемости; · Употребление алкоголя или наркотиков; · Изменения в режиме сна или питания; · Частые жалобы на физическое состояние; · Одержимость вопросом своего веса; · Противопоставление себя правам и власти людей; · Частые проявления агрессивности или жестокости; · Замкнутость; · Человек становится ужасно рассеянным; · Мимика - сигнал надвигающегося стресса; · Чрезмерная трата денег.
ПРИЗНАКИ СТРЕССА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Заметное ухудшение школьной успеваемости; Увеличение времени занятий при снижении результатов; Выраженное расстройство и волнение; Гиперактивность или апатия; Постоянные ночные кошмары; Провокационное поведение: непослушание, агрессия; Частые вспышки раздражения.
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ Одним из последствий постоянных стрессов у юношей и девушек является артериальная гипертония. В основном проблема такого рода возникает у молодежи, проживающей в больших городах. Гипертония вполне может считаться результатом урбанизации. В условиях города психоэмоциональное напряжение несколько выше, чем в сельской местности. Кстати говоря, по статистике риск развития заболевания у молодежи в деревнях и селах, сравнительно меньший.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся. Классы СтрессНапряжение УтомлениеТревога Аутогенная норма Количество учащихся Кол-во уч. % % % % % 1 а б а б б а
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА Вопросы Ответы учеников(%) (-)(0)(+) 1. Если учитель ко мне несправедлив, я чувствую… 82,517, Если учитель делает мне замечание, то я… 62,537,50 3. Когда я отвечаю на урок, то ощущаю… Когда я не понимаю урока, то чувствую… 6037,52,5 5. Если учитель кричит на меня, то я ощущаю Если сосед по парте мешает мне, то я… 47,552,50 7. Когда обсуждают мои недостатки, то я испытываю… Если я вижу, что учитель в плохом настроении, то я… 12,587,50 9. Если родителей вызываю в школу, то я чувствую… Когда меня вызывают к доске, то я испытываю… Когда я прихожу в школу, я ощущаю… Иногда я не хочу идти в школу, так как… 22,5752,5 13. Когда я узнаю, что завтра будет контрольная, я… 4537,517,5 14. Если мне ставят «плохую» оценку, то я… Иногда мне трудно работать на уроке, если… 27,572,50
ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ Проблема школьного стресса, действительно существует и является актуальной. Стрессу подвержены учащиеся разных ступеней обучения, но наиболее выражен стресс у первоклассников. Основными причинами стресса являются отношения «ученик-учитель». В заключении мне хотелось выработать рекомендации по выходу из состояния школьного стресса.
РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Грамотно, с учетом возрастных особенностей, составленное расписание; 2. Оптимальное количество контрольных и самостоятельных работ в течение дня; 3. Выделение достаточного количества времени на выполнение письменных работ; 4. Достаточное количество времени для отдыха и занятий в учреждениях доп образования; 5. Уважительное отношение учителей к ученикам; 6. Отсутствие «любимчиков» и «мальчиков для битья»; 7. Адекватный классный руководитель; 8. Деловой стиль общения; 9. Разнообразные формы проведения уроков; 10. Отмена ЕГЭ и ГИА; 11. Разнообразие форм внеклассной работы; 12. Взаимопонимание с одноклассниками и родителями;
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ Целью моей работы являлось изучение школьного стресса. Основными задачами были обзор литературы по данному вопросу и выполнение практической работы по выявлению наличия стресса у учеников нашей школы. Мною, совместно с психологом были проведены соответствующие исследования и доказано наличие школьного стресса у обучающихся. Далее мною была установлена основная причина школьного стресса – взаимоотношения «ученик-учитель». После проведения соответствующего исследования мною были предложены меры по недопущению развития тревожности и школьного стресса у учеников моей школы. Мне было очень интересно работать над данной проблемой, так как она действительно актуальная и затрагивает большинство школьников, не только отдельно взятой школы, но и страны. В следующем году, мне бы хотелось продолжить работу по данному направлению, так как в будущем, возможно, я выберу профессию психолога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Р.С. Немов. Психология. – М., 2000 г. 2. Л.И. Божович. Проблемы формирования личности. – М., 2007 г. 3. Р.С. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 г. 4. Возрастная и психологическая психология. / Под ред. А.В. Петровского – М., 2000 г. 5. Р.С. Немов. Психология образования. – М., 1995 г. 6. Практикум по возрастной и психологической психологии. – М., 1997 г. 7. В.С. Мухина. Детская психология. – М., 1995 г. 8. Возрастная и психологическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2004 г.