Проблемная ситуация на уроках технологии в начальных классах Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 Артемовского городского округа Носонова Лариса Модестовна учитель начальных классов
Использование технологии проблемного обучения на основе приобщения к современному народному прикладному искусству Тема: «Русский орнамент» «Цвета русского орнамента»
Цвета русского орнамента Цель урока: исследование основных цветов в русском орнаменте. Тип урока: объяснение нового материала
Подводящий к теме диалог - Перед вами лежат бумажные заготовки с узорами. - На что похожа это заготовка? - Это половичок. - Как использовали этот предмет? - Покрывали пол. - Для чего ещё его стелили? -Для красоты, стремились к поддержанию чистоты.
Анализ информации, необходимой для решения задачи. - Чем украшали половички? - Орнаментом. - А для чего нужен орнамент? ( Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, орнамент служил оберегом – защитой от злых сил) ).
Виды орнамента Растительный Геометрический Животный
Растительный
Геометрический
Животный
Физминутка
Практическое задание - Возьмите цветные карандаши и раскрасьте ваши заготовки.
Проверка задания
- Какие цвета вы использовали для выполнения этого задания? - Я использовал оранжевый, зеленый, фиолетовый цвет. (Каждый ученик отвечает и прикрепляет на доске жетон с цветами, который он использовал в первый столбик). - Мы использовали любые цвета.
Практическое задание на новый материал - А теперь мы с вами будем работать в группах. Я вам раздам половички (иллюстрации). Ваша задача – внимательно понаблюдать, какие цвета используются в орнаменте, и занести эти цвета в таблицу.
Каждая группа выходит к доске выступает и прикрепляет жетоны с цветами, которые встретились в орнаменте в первый столбик. На доске прикреплён цветовой спектр. (Возникновение проблемной ситуации)
Побуждение к осознанию - Что интересного вы заметили? - Во втором столбике весь спектр цветов, а в первом несколько цветов. (Осознание противоречия) - Что вы думали сначала? - Мы думали, что можно использовать цвета (перечисление). - А что оказалось? - В русском орнаменте, оказывается, используются и другие цвета.
Побуждение к проблеме -Почему так получилось? - Мы не знали, какие цвета используются в русском орнаменте? - Значит, какая сегодня будет тема урока? - Цвета русского орнамента. (Учебная проблема как тема урока)
Тема урока: Цвета русского орнамента
Побуждение к гипотезе - Можем ли мы с вами точно утверждать, какие цвета используются в русском орнаменте? - Я думаю, можем, потому, что мы рассмотрели цвета на половичках. - А кто не согласен с данной гипотезой? -Мне кажется, что пока мы утверждать, какие именно цвета используются в русском орнаменте не можем, потом что мы рассмотрели только половички. - Я тоже думаю, что нам надо рассмотреть еще несколько примеров, тогда мы можем уже точно утверждать какие цвета есть в русском орнаменте.
Побуждение к плану проверки - Нам с вами надо проверить какие цвета являются цветами русского орнамента. - Как это можно проверить? - Спросить у взрослых. -Сходить в библиотеку и найти нужную литературу. -Рассмотреть элементы русского костюма, предметы быта. - Рассмотреть иллюстрации в книгах о русской вышивке.
- Какой из предложенных вами способов самый простой? - Конечно, спросить у взрослых. - Какой более интересный? - Мне кажется, все они интересные. - Самый трудоемкий? - А я думаю, рассмотреть иллюстрации в книгах. - Рассмотреть элементы русского костюма. - Нам надо сходить в музей и на предметах русского быта, костюма, рассмотреть орнамент. (План проверки)
Проверка гипотезы - Этот способ проверки нашей гипотезы очень интересен. Так и поступим, сходим в музей и проверим гипотезу. Музей находится в школе, урок продолжается в его стенах.
Активизация творческого потенциала учащихся. - Придумайте образец орнамента.
- Работать будем в группах. Ваша задача: рассмотреть орнамент на предметах русского быта и опровергнуть или подтвердить гипотезу. Каждая группа рассматривает определенное количество экспонатов музея (элементы женского и мужского костюма, рушники, скатерти, половики, урало-сибирскую роспись и др.).
- Расскажите о своем исследовании классу. - Мы рассмотрели части женского костюма и сделали вывод, что в русском орнаменте основными являются красный, синий, зеленый, черный и белый цвет. Выступление первой группы: Выступают остальные группы и делают выводы по исследованию.
Вывод - Мы заслушали выводы каждой группы. Итак, какой общий вывод мы с вами можем сделать? - Мы рассмотрели предметы русского быта и сделали вывод, что в русском орнаменте используется весь спектр цветов. (открытие нового знания).
Организация рабочего места Демонстрация таблицы «Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном» (использование ИКТ)
Составление плана работы Сейчас будем работать в паре. 1. Выбор орнамента(согласование в паре). 2. Подбор цвета. 3. Разметка и обработка материала. 4. Сборка.
Организация выставки. Итог.
Рефлексия -Что вас больше всего удивило в ходе исследования? -Исследовать интересно или скучно? -Какое задание для вас было наиболее интересным? -Сможете ли вы самостоятельно создать орнамент?
Самооценка -На уроке я работал активно или нет? -Своей работой я доволен или нет? -Урок для меня показался коротким или длинным? - Моё настроение стало лучше или хуже?