Актуальность. Проблемы. Реализация. Необходимость… Теоретические основы технологии портфолио
Я не один год думал: в чём выражается наиболее ярко результат воспитания. Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощрённые методы и приёмы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на себя самого, Задумался над собственной судьбой. В.А.Сухомлинский
Из истории портфолио Слово портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Портфолио (в англоязычном мире) – способ фиксирования, накопления и оценки результативности обучения школьника в определённый период его деятельности.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
Portfolio – «маленькая папочка» или отражение достижений ?
Portfolio - индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются его достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени
Состав портфолио начальной школы Моя учёба Моё творчество Мои исследования Моя семья Мои достижения Меня хвалят Мои друзья Я - петербуржец
Анкета учащегося: взаимоотношения, привычки, пристрастия учащегося Состав портфолио учащихся 5-8 классов Мои победы Грамоты, награды Мои лучшие работы Работы по предметам, свои размышления Меня хвалят Отзывы благодарности Получилось Авторские работы рисунки
Состав учебного портфолио в старших классах Портфолио документов собрание творческих и проектных работ ученика «портфель индивидуальных достижений (документированных) Портфолио работ Портфолио отзывов характеристики отношения ученика к различным видам деятельности Автобиография
Для классного руководителя и родителей целесообразно вести учет/мониторинг результатов учебного процесса, отраженных в портфолио за каждый учебный год. Материалы, включенные в данный тип Преимущества варианта Ограничения варианта -Тексты заключений -Рецензии - Отзывы -Резюме -Эссе -Рекомендательные письма -Другое Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Сложность формализации и учета собранной информации.
Материалы, включенные в данный вариант Преимущества данного варианта Ограничения данного варианта -Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору -Творческая книжка с приложением работ -Электронные документы -Видеозаписи -Модели, проекты, исследовательские работы -Отчеты о социальных практиках Динамика учебной и творческой активности ученика, направленность его интересов, характер предпрофильной подготовки. Дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Может служить дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
Материалы, включенные в данный вариант Преимущества данного варианта Ограничения данного варианта -Диплом -Грамота -Свидетельст- -во -и др. документы, подтверждающие достижения ученика Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Практическая значимость портфолио Реально представить результаты своего труда Выбор элективных курсов Систематизация деятельности ученика Стимулирующий фактор
О чём стоит подумать учителю, прежде чем приступить к работе с портфолио? Есть ли возможность сделать процесс обучения более индивидуальным? Можно ли выделить время для рефлексии или всё будет делаться в спешке? Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной?
Задачи педагогические: Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности самообучения; Показать практическую значимость и перспективу развития портфолио; Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: - реально представить результаты своего труда - увидеть свои резервы - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию Администрации: - осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя Родителям - Контроль и мониторинг учебного процесса - Психологическая поддержка детей - Помощь ребёнку в выборе профиля Школьникам - Оценка реальных достижений - Оценка и анализ своих возможностей
В итоге: Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными, а их достижения более зримыми. Удачи!