1 Администрированое управление в пенсионной системе. Опыт Хорватии: можно ли считать REGOS моделью будущего?
2 Пенсионная реформа в Хорватии Реформа солидарной системы в 1998 г. Законодательное закрепление фондированных уровней в 1999 г. Введение 2-го уровня в 2002 г. Как разработать и внедрить административное управление во 2-м уровне пенсионного обеспечения с учетом существующей системы администрирования в системах социального страхования и налогообложения?
3 Административное управление во 2-м уровне: требования (1) Ежемесячная уплата взносов на индивидуальные счета и ежемесячная отчетность Минимизация времени перевода уплаченных работодателями взносов на индивидуальные счета Круглосуточный доступ граждан к данным об уплаченных взносах и остатках на индивидуальных счетах
4 Административное управление во 2-м уровне: требования (2) Свобода выбора: работники имеют право выбирать фонды и переходить из одного фонда в другой Оперативное разрешение споров и принятие мер, направленные на обеспечение соблюдения требований закона
5 Среда административного управления во 2-м уровне Ни одно из существующих учреждений не смогло приспособить свою систему для удовлетворения требований к предоставлению услуг 2-му уровню Если придется создавать новое учреждение, эта задача должна выполняться совместными усилиями всех вовлеченных сторон. Все стороны должны также остаться в выигрыше в результате снижения административных расходов, улучшения платежной дисциплины плательщиков взносов/налогов и ускорения передачи данных
6 Основные потоки в системе Регистрация застрахованных лиц Сбор взносов Предоставление отчетных данных Управление/контроль Ведение учета Выплаты
7 Административное управление до 2000 г. ПФ (солидар- ная система) Фонд мед. страхования Подох.налог/ Казначейство Фонд занятости Работодатель Управление денежными операциями БД застрахованных лиц и бенефициаров Управление денежными операциями БД застрахованных лиц и бенефициаров Управление денежными операциями БД застрахованных лиц и бенефициаров Бенефициар Работник Управление денежными операциями БД плательщиков подоходного налога
8 Недостатки существующий системы Тяжелое бремя для работодателей: дублирование отчетности, существование параллельных процедур уплаты налогов/взносов, многократные проверки Обременительный и фрагментированный бюрократический аппарат: несколько органов с многочисленным штатом инспекторов, отвечающих за сбор налогов и взносов; существующие параллельно базы данных и процедуры обработки данных Большой соблазн избежать уплаты некоторых взносов
9 Недостатки существующий системы Недостаточно оперативное выявление злостных неплательщиков (+ ежегодная отчетность) Неэффективный контроль и сбор взносов по причине разобщенности денежных потоков и потоков данных Сложная процедура доступа работодателей к данным и ограниченные возможности контролирования работодателей Децентрализованная и затратная процедура регулирования денежных операций (райские условия для коммерческих банков)
10 Введение 2-го уровня в рамках существующей структуры? ПФ (солидар- ная система) Фонд мед. страхования Подох.налог/ Казначейство Фонд занятости Работодатель CASH MANAGEMENT DATABASES OF INSURED AND BENEFICIARIES Бенефициар Работник 2-й уровень БД застрахованных лиц и бенефициаров Управление денежными операциями БД застрахованных лиц и бенефициаров Управление денежными операциями БД застрахованных лиц и бенефициаров Управление денежными операциями БД плательщиков подоходного налога Управление денежными операциями БД застрахованных лиц и бенефициаров
11 Интегрирование денежных потоков и потоков данных REGOS БД застрахованных лиц и бенефициаров Казначейство Централизованное управление денеж- ными потоками Работодатель Фонд мед. страхования ПФ (солидар- ная система) Служба занятости Бенефициар Фонды 2-го уровня Работник
12 Задачи REGOS (1) Создание и сопровождение центральной БД всех лиц, застрахованных в системе социального страхования, и физических лиц -- плательщиков подоходного налога Первоначальное определение участников 2-го уровня Ежемесячный сбор отчетных данных Перечисление уплаченных во второй уровень взносов на счета участников в фондах Ежемесячный сбор взносов во 2-й уровень
13 Задачи REGOS (2) Подготовка данных, необходимых для осуществления централизованного контроля за уплатой взносов и налогов Инициация мероприятий по обеспечению уплаты взносов во 2-й уровень Ведение учета данных об индивидуальных счетах Исполнение распоряжений участников ПФ (вступление в ПФ и переход в другой ПФ). Контроль за перечисление активов участников при переходе в другой ПФ Предоставление отчетов пенсионным фондам и их участникам и т.п.
14 Создание базы данных застрахованных лиц Фонд занятости Налоговая администрация Государственный комитет статистики Фонд мед. страхования Пенсионный фонд (солидарная система) REGOS Министерство внутренних дел
15 Выгоды от создания интегрированной системы Работодатели подают один отчет Единое (централизованное) управление денежными потоками Единая база данных застрахованных лиц, плательщиков налогов (физических лиц) и бенефициаров Оперативное выявление неплательщиков и «избирательных плательщиков»
16 Выгоды от создания интегрированной системы Оперативное проведение проверок и применение санкций к неплательщикам Предоставление гражданам доступа к индивидуальным данным Оптимизация административного управления: устранение дублирования различных операций, высвобождение ресурсов, необходимых для выполнения основных функций, сокращение административных расходов Сокращение времени на передачу данных улучшает прозрачность системы и уменьшает теневой сектор
17 Результаты, достигнутые к 2003 году 2-й уровень функционирует успешно: Уровень сбора взносов -- 97% Быстрое перечисление уплаченных взносов на индивидуальные счета участников Полное информирование участников о состоянии их счетов и уплаченных в их пользу взносов Интеграция уплаты взносов/налогов и потоков данных: Сокращение времени на выплату пенсий Эффективный контроль за денежными операциями со стороны Казначейства позволяет увеличить доходность на 2-3 процента Получение данные об обязательствах по уплате налогов и взносов в течении 15 дней, а не 3 месяцев
18 Результаты, достигнутые к 2003 году Улучшен сбор всех видов взносов. В 2002 г. поступления от уплаты взносов на все виды социального страхования увеличились на 11%, заработная возросла на 6%, уровень занятости повысился на 2% Расходы, связанные с введением 2-го уровня, сократились наполовину Планы на будущее: Переход к единой форме отчетности в 2004 г. Реструктуризация пенсионного фонда, фонда медицинского страхования и фонда занятости с целью передачи несвойственных им функций другим органам
19
20