Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, перспективы
Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат.
Задачи школы 1. Подготовить учащихся и педагогов к работе по новым стандартам 2. Работать над созданием практически реализуемой модели организации образовательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС. 3. Разработать и начать внедрение модели организации и осуществления методического сопровождения введения ФГОС в основной школе 4. Начать освоение комплектов диагностических и контрольно- оценочных заданий педагогами-участниками эксперимента. 5. Создать и апробировать модель внеурочной деятельности. 6. Создать условия для формирования у учащихся и педагогов ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время через внедрение мультимедийных, информационно- коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов. 7. Разработать и апробировать систему стимулирования и мотивации педагогических работников к освоению и реализации требований ФГОС
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС Приказ о введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;. Приказ об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказ об утверждении ООП ООО; Приказ об утверждении учебного плана Приказ об утверждении рабочих программ Внесены изменения в Устав школы Положение о внутренней системе оценки качества образования
План работы по внедрению ФГОС изучение методических материалов ФГОС второго поколения; разработка основной образовательной программы основного общего образования; разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана; разработка рабочих программ внеурочной деятельности; ознакомление с ФГОС второго поколения с родителями; изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации; разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
Методического сопровождения образовательной практики В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Основной целью методической работы является: создание модели методического сопровождения перехода школы на новые стандарты; создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе; обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития;
Кадровые ресурсы 11 педагогов будут работать в 5 классе имеют высшее образование-11 педагогов; высшая квалификационная категория - 5 педагогов ; первая квалификационная категория- 5 педагогов; Общий процент аттестованных педагогов - 91%;
Творческие группы Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть творческим: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Методическое сопровождение -совещание при директоре "ФГОС нового поколения: актуальные проблемы реализации", рассмотрена и утверждена рабочая программа по внедрению ФГОС ООО, а также рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности. - Провести теоретические семинары: «Современный урок в свете требований ФГОС», где помимо теоретического материала педагоги проведут открытые уроки «Использование технологии проектного обучения, как механизм реализации стандартов второго поколения». «Профессиональная компетентность учителя-главный ресурс качественного образования» "Формирование умения учиться через освоение универсальных учебных действий"
Ключевые темы методической работы: обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС; современный урок и его особенности, проектно- исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности; технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания; ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС; мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе
Мониторинг Процесс адаптации проводится через: - мероприятия в ходе классно-обобщающего контроля; - анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; - восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); - восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке). - - Анкетирование школьной мотивации Н.Г. Лускановой - Тест школьной тревожности Филлипса
Образовательный мониторинг I этап (сентябрь) - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе; II этап (декабрь ) - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики; III этап (май) - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня обученности учащихся по итогам года.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.
Программа внеурочной деятельности: организовать внеурочную деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования; Разработать систему коллективных творческих дел и циклы классных часов; на выбор обучающимся предлагать программы; районные мероприятия, конкурсы и олимпиады, фестивали;
Внеурочная деятельность Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
Выводы: идеи и пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой; материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно; много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети будут лучше говорить, легче реагировать на вопросы учителя, вступать в диалог; рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; научатся работать в паре; получат навыки самоорганизации в группе; дети смогут адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Спасибо за внимание.