Использование мнемотехнических приемов запоминания на уроках русского языка 5 класс (А.А. Балабаева)
Цель: Научить детей запоминать тексты и слова, используя для этого специальные приёмы логического, ассоциативного и образного запоминания. Научить выбирать из предложенных наиболее адекватный ситуации прием запоминания.
1. Запоминание текста с использованием пиктограмм
Я не заметил, как по тропинке из леса вышел известный в округе охотник. И вдруг зашуршали кленовые листья, на поляну выбежала рыжая лиса. Взглянула в мою сторону и прямым ходом побежала к охотнику. А тот глядит на меня и смеётся. Вот так чудеса! Оказывается, охотник подобрал её совсем маленькой в лесу. Поил молоком, ласкал. И вот- лиса не только на свободе разгуливает, но даже на охоту с человеком ходит. Вместе с собаками по следу бежит. ( По В. Пескову.) Учитель медленно читает текст. Задание перед чтением: Нарисуйте пиктограммы к тексту. На основе пиктограммы восстановить текст. Учитель медленно читает текст. Задание ученикам: Нарисуйте пиктограммы к тексту. На основе пиктограммы восстановить текст.
2. Запоминание слов на основе логического объединения
лето-мама тучка-крупный дождь дождик-дерево мост-радуга земляника-солнце Задание: объединить пары слов в текст.
приходит-работа бегемот-пуговица обаяние-дежурный перемена-раздражение наслаждение-розыгрыш мечта-вопль Задание: объединить пары слов в текст.
3. Образное запоминание
Задание ученикам Прослушайте текст и раскрасьте следующий рисунок в соответствии с данным в тексте описанием. Запишите текст, обращаясь к своему рисунку.
Тренинг Класс делится на группы. Даётся следующая инструкция: Сейчас каждой группе будет предложен текст, который нужно будет запомнить, используя один из способов запоминания. После выполнения этого задания каждая группа представит свою презентацию запоминания текста.