Барьеры общения на различных этапах учебного занятия
Организационный момент Барьер несовпадения установок Учитель ждет своего занятия, у него интересный замысел, увлекательный материал. Класс же либо равнодушно-сонно непробиваем, либо возбужден: болтовня, невнимательность и т. п. Учитель сразу же раздражается, нервничает - соответственно развиваются на занятии взаимоотношения.
Организационный момент Барьер отсутствия контакта Учитель в начале урока начинает действовать автономно (пишет на доске, ковыряется в своих записях, перебирает тетради и т. п.), то есть сам разводит мосты, вместо того чтобы их наводить.
Активизация опорных знаний, формирование новых способов деятельности Барьер сужения функций общения Учитель организует лишь информационное общение. Личностного общения не признает, взаимоотношения опускает.
На протяжении всего занятия Барьер негативной установки Учитель считает группу учащихся враждебной или, наоборот, лебезит перед группой. Соответственно выбирает тон.
На протяжении всего занятия Барьер боязни ошибок Страх сделать ошибку в материале, опоздать, поставить не ту отметку.
На протяжении всего занятия Барьер подражания. Учитель старается подражать кому-либо конкретно, или вообще имитирует поведение опытного педагога.
Программа преодоления барьеров 1-й этап: Самоанализ: осознание, признание - да, у меня есть такие трудности в общении, в установлении контакта с классом. Уход от трех Д: дистанция, дидактизм, демонстративность (манерность).
2-й этап Формирование чувства мы. Формулировка мы с вами на уровне подсознания объединяет, приближает, делает учителя тем, кто с нами. Мы может проявляться не только через местоимение, но в формах откроем посмотрим и т. п.
3-й этап Выработка приёмов личностно-доверительного общения. Введение личностных аспектов означает: могут (и должны) использоваться все формы, в зависимости от ситуации; только одним, деловым, общением ограничиваться нельзя.
Приёмы и способы преодоления барьеров общения Коммуникативная атака. Смысл приёма в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, собрать, чтобы дать сразу что-то такое, что заставило бы учащихся моментально включиться в занятие.
Постановка проблемного вопроса Стержнем проблемного обучения становятся такие вопросы и задания, которые требуют не механического воспроизведения, а активной работы ума, стимулируют интерес. Более 80% вопросов, задаваемых учащимся, относятся к первому типу (требуют просто воспроизводящих ответов).
Объяснение нового материала Вопросы, требующие установления сходства и различия. Вопросы на установление причинно- следственных связей. Подача материала через противоречие (парадокс). Сопоставление (сталкивание») точек зрения (критиков, ученых)
Повторение и закрепление Варьирование несущественных признаков материала. Предложение опровергнуть правила, теории, выводы, которые педагог давал при объяснении нового материала. Соревнование, конкурс. Индивидуализация заданий. Выбор.
Условия эффективности учебного занятия - комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи); - адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива; - соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; - наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; - четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность; - наличие благоприятной психологической атмосферы; - активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); - полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.