Оценивание уровня сформированности компетентностей на уроках физики. Учитель физики МОУ Васильевская СОШ Глушкова Т.С.
Трудности в деятельности учащихся. - извлекать главное из прочитанного или прослушанного, - точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме, - сотрудничать с другими при выполнении общего задания, - планировать свои действия, оценивать полученный результат, - предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные - критерии, - самоорганизовываться и т.д.
Условия для формирования ключевых компетенций. Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации, Организация продуктивной групповой работы, Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения
Система оценивания уровня сформированности компетенций. Приводиться к традиционной и быть преемственной к существующей; Быть многоуровневой. Предлагаются различные варианты испытаний на разные оценки. Они могут быть как различные по сложности, так и проверяющие различные виды деятельности. Быть устроена по такой схеме, которая позволяет считать тройку (двойку, четверку) заработанной оценкой. Для того чтобы получить тройку надо, например, выполнить определенную, законченную (самостоятельную) часть теста; Быть такой, чтобы максимально возможно исключался субъективизм.
Система оценивания уровня сформированности компетенций. Как составную часть (элемент) содержать тестирование, ориентированное на демонстрацию учеником универсальных учебных умений; Содержать открытые для всех субъектов образовательного процесса критерии, по которым оценивается уровень достижений учеников; Фиксировать и доводить до сведения ученика (возможно, родителя) начальный уровень развития того или иного умения. Учитывать не только объективный уровень достижения ученика, но и его продвижение относительно предыдущего испытания (ученик получают право на ошибку, оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов).
Уровни проявления сформированности компетентностей.
Умеет ориентироваться в способах предполагаемой деятельности; Может найти информацию; Способен к репродуктивному воспроизведению информации по известным алгоритмам; Может узнать новую проблему, возникшую в знакомой ситуации;
Умеет решать практические задания в знакомых ситуациях; Умеет находить недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках; Способен перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую ситуацию;
Умеет планировать, проектировать и прогнозировать свою деятельность; Умеет переносить имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую незнакомую ситуацию;