По лестнице добра Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 12 по §4 учебника Данилова Д.Д. и др. © ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Автор презентации: Ярославцева Марина Юрьевна.
Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нём человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы-яги и павших жертвой её людоедства. Баба-яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она даёт герою советы и прямо помогает ему: даёт клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щётку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги. Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нём человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы-яги и павших жертвой её людоедства. Баба-яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она даёт герою советы и прямо помогает ему: даёт клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щётку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги. Можно ли на основании текста сказать про Бабу-ягу что-то плохое? А хорошее? Какое суждение можно сформулировать о Бабе-яге как герое сказки? Можно ли на основании текста сказать про Бабу-ягу что-то плохое? А хорошее? Какое суждение можно сформулировать о Бабе-яге как герое сказки?
Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом. Сравни свою формулировку проблемы с авторской. Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом. Сравни свою формулировку проблемы с авторской. Образец 1. Как ответили ребята на вопрос Елены Ивановны? 2. О какой науке рассказала Елена Ивановна ребятам? 3. Какое возникло противоречие? 4. Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия? Ребята, как вы думаете, вы легко отличите доброе от злого, справедливое от несправедливого? – спросила Елена Ивановна. Ребята Конечно! Всё ясно! Все знают, что такое добро, а что – зло. Этому ещё сказки учат. В них даже малыши сразу узнают, кто плохой, а кто хороший! Ребята Конечно! Всё ясно! Все знают, что такое добро, а что – зло. Этому ещё сказки учат. В них даже малыши сразу узнают, кто плохой, а кто хороший! Елена Ивановна Тогда я вас удивлю! Представляете, оказывается, уже 2,5 тысячи лет существует целая наука – этика, которая изучает вопросы добра и зла! Елена Ивановна Тогда я вас удивлю! Представляете, оказывается, уже 2,5 тысячи лет существует целая наука – этика, которая изучает вопросы добра и зла!
Ребята сказали, что на вопрос о том, что такое добро и зло, ответить смогут даже малыши. Учительница сказала, что поиском ответа на этот вопрос занимается целая наука – этика. Как этика помогает отличить добро и зло? Авторский вариант проблемы: «Зачем нужна наука этика?» Авторский вариант проблемы: «Зачем нужна наука этика?»
Совесть Мораль Право Совесть Мораль Право Задание: определи смысл выражений, подчеркни то из них, которое не относится к общечеловеческим ценностям (повышенный уровень). 1. Совесть – лучший контролёр. 2. Совершить моральный выбор. 3. Использовать право сильного. Задание: определи смысл выражений, подчеркни то из них, которое не относится к общечеловеческим ценностям (повышенный уровень). 1. Совесть – лучший контролёр. 2. Совершить моральный выбор. 3. Использовать право сильного. Задание (необходимый уровень) Сформулируй своими словами определения понятий. Задание (необходимый уровень) Сформулируй своими словами определения понятий. «внутренний голос» человека, помогающий принять правильное решение. нормы отношения человека к другим людям. система правил, которые человеку необходимо выполнять. «внутренний голос» человека, помогающий принять правильное решение. нормы отношения человека к другим людям. система правил, которые человеку необходимо выполнять. Совесть не позволяет совершить плохой поступок. Сделать правильный, справедливый выбор. Использовать силу против более слабого. Общечеловеческие ценности – это нормы отношений между людьми и правила поведения, которые признаются всеми.
?
Проблема урока Как этика помогает отличить добро и зло? Проблема урока Как этика помогает отличить добро и зло? Какие понятия, из рассмотренных на уроке, можно отнести к этике? Какие вопросы к этим понятиям можно задать, чтобы решить проблему урока? Мораль, добро и зло, совесть Изучает ли этика мораль и поступки человека? Как отличить добро и зло? Помогает ли этика поступать по совести? Изучает ли этика мораль и поступки человека? Как отличить добро и зло? Помогает ли этика поступать по совести?
Виды вопросов Уточняющий Собирательный Объясняющий Смысловой Проблемный Ответ легко найти в тексте Ответ нужно собрать в разных частях текста По подсказкам в тексте ответ надо сформулировать самому Для ответа надо понять смысл текста, идею автора Однозначного ответа на вопрос нет
Что такое этика, какие вопросы она решает? Сравни свои ответы с предлагаемым образцом. образец Задание в рабочей тетради 2 1. Составь к тексту уточняющий, собирательный и объясняющий вопросы (необходимый уровень). 2. Найди в тексте вопросы, определи, к какому виду они относятся и объясни своё решение (повышенный уровень). Задание в рабочей тетради 2 1. Составь к тексту уточняющий, собирательный и объясняющий вопросы (необходимый уровень). 2. Найди в тексте вопросы, определи, к какому виду они относятся и объясни своё решение (повышенный уровень). Необходимый уровень Уточняющий – что решил подарить маме мальчик? Собирательный – как оценивали ребята поступок мальчика? Объясняющий – почему мальчик, задумав хорошее дело, не смог поступить правильно? Смысловой – чему может научить нас эта история? Необходимый уровень Уточняющий – что решил подарить маме мальчик? Собирательный – как оценивали ребята поступок мальчика? Объясняющий – почему мальчик, задумав хорошее дело, не смог поступить правильно? Смысловой – чему может научить нас эта история? Повышенный уровень Объясняющие вопросы (необходимо оценить поступок): Он совершил хороший поступок? Как вы теперь оцениваете его поступок? Смысловые вопросы (раскрывают идею автора): Вам не показалось, что, отвечая на эти вопросы, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх? Вы смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты? Повышенный уровень Объясняющие вопросы (необходимо оценить поступок): Он совершил хороший поступок? Как вы теперь оцениваете его поступок? Смысловые вопросы (раскрывают идею автора): Вам не показалось, что, отвечая на эти вопросы, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх? Вы смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты? Новое знание – этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить, что можно назвать плохим, а что – хорошим.
?
Как с помощью этики определить, что такое добро, а что – зло? Сравни свои ответы с предлагаемым образцом. Образец Задание в Рабочей тетради 3 Выпиши две общечеловеческие ценности и добавь к ним ещё одну, подчеркни её. Запиши вопрос, на который ищут ответ учёные-философы, изучая этику (необходимый уровень). Озаглавь схему, подчеркни в ней ключевые слова, которые подтверждают предложенное тобой название. Приведи примеры, подтверждающие, что представления людей Древнего мира о добре и зле отличались от представлений современных людей (повышенный уровень). Задание в Рабочей тетради 3 Выпиши две общечеловеческие ценности и добавь к ним ещё одну, подчеркни её. Запиши вопрос, на который ищут ответ учёные-философы, изучая этику (необходимый уровень). Озаглавь схему, подчеркни в ней ключевые слова, которые подтверждают предложенное тобой название. Приведи примеры, подтверждающие, что представления людей Древнего мира о добре и зле отличались от представлений современных людей (повышенный уровень).
Необходимый уровень Общечеловеческие ценности: милосердие, справедливость, забота о близких. Вопрос: как развивалась мораль на протяжении всей истории человечества. Настоящим человеком признаётся только человек своей цивилизации, своей культуры. Только тот человек достоин уважения, который верит в Бога и выполняет его заповеди. Все люди рождаются свободными и равными. Изменение моральных ценностей Новое знание – для каждого периода времени были характерны свои представления о добре и зле, но постепенно стали формироваться общечеловеческие ценности.
?
Задание Подумай, что нового об этике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Задание Подумай, что нового об этике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Этика помогает отличить хороший поступок от плохого Этика изучает, как изменялись моральные нормы Этика изучает общечеловеческие ценности Этика определяет общечеловеческие ценности, знание которых помогает правильно поступать по отношению к людям. Вывод авторов Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно выстроить своё поведение в жизненных ситуациях, когда человеку надо сделать нравственный выбор. Вывод авторов Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно выстроить своё поведение в жизненных ситуациях, когда человеку надо сделать нравственный выбор.
Сравни свои ответы и рассуждения с предлагаемым образцом. Образец Кто в этих ситуациях поступает неэтично? Почему? а) Саша очень любит свою собаку. Однажды он накормил собаку своими любимыми конфетами. Собака заболела, ветеринар прописал ей уколы. б) Встретились две одноклассницы: – Даша, приходи к нам завтра на пикник, мы будем шашлык готовить! – Спасибо, у нас пост, мы сейчас мясо не едим. – Глупости какие! Подумаешь, разочек поешь! Мы твоим ничего не скажем! Кто в этих ситуациях поступает неэтично? Почему? а) Саша очень любит свою собаку. Однажды он накормил собаку своими любимыми конфетами. Собака заболела, ветеринар прописал ей уколы. б) Встретились две одноклассницы: – Даша, приходи к нам завтра на пикник, мы будем шашлык готовить! – Спасибо, у нас пост, мы сейчас мясо не едим. – Глупости какие! Подумаешь, разочек поешь! Мы твоим ничего не скажем! а) Сашин поступок нельзя назвать неэтичным, потому что он не хотел причинить зла своей собаке. Этика изучает поступки в отношении людей, а не животных. б) Подруга Даши поступила неэтично, потому что она неуважительно отнеслась к традициям её семьи. Подруга предложила Даше поступить нечестно – скрыть правду о нарушении религиозной нормы. а) Сашин поступок нельзя назвать неэтичным, потому что он не хотел причинить зла своей собаке. Этика изучает поступки в отношении людей, а не животных. б) Подруга Даши поступила неэтично, потому что она неуважительно отнеслась к традициям её семьи. Подруга предложила Даше поступить нечестно – скрыть правду о нарушении религиозной нормы.
?
Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ? Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ?