Методико педагогический семинар октябрь 2012 год Требования к уроку с позиции компетентностного обучения Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить. А.Дистерверг.
Цели семинара 1. Рассмотреть методологические основы и изменения компетентностного урока. 2. Разработать критерии анализа компетентностного урока.
ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт, позволяющий действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Процесс обучения должен стать процессом не «перекачки знаний», сколько процессом управления состоянием ученика, процессом, создающим условия для формирования познавательных процедур Деятельность первична – знание вторично.
Цель компетентностного урока Организовать самостоятельные действия ученика от формирования проблемы до проверки правильности решения, выполнения задания). В процессе познания 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше.
Содержание деятельности включает три взаимосвязанных этапов урока - целеполагание, - самостоятельная продуктивная деятельность, - рефлексия
Этап целеполагания - В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. - В организации данный этап не прост, требует осознанного выбора средств, приемов. Наиболее эффективным приемом считается-проблемный диалог, создание проблемной ситуации для определения учащимися границ знания – незнания.
К новым образовательным целям урока относятся цели самих учащихся 1) изучить материал из различных источников; 2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте; 3) усвоить основные понятия и законы темы; 4) подготовить сообщение, доклад или презентацию по одной из проблем (указать); 5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу; 6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); 7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений; 8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); 9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; 10) проявить и развить свои способности (назвать их); 11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; 13) доказывать и опровергать утверждения педагога; 14) свой вариант цели
Компетентностный подход к определению целей урока ориентирует на согласованность целей учителей и обучаемых. Другими словами, совместное целеполагание.
Этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа, спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Эта работа продуктивна, так как ее результат – продукт, лично создается учеником.
Что нужно для активной познавательной деятельности? - различные источники информации; - методы и приемы обучения; - дидактический материал и разработки; - технологии
Источники информации - справочные пособия; - энциклопедии; - два, три учебника разных авторов; - ресурсы сайтов Интернета
Методы и приемы обучения - методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); - метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); - методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; - модернизированные традиционные методы обучения; - методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения). ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМИ
Содержательный аспект Акцент должен быть сделан на два важных момента: - ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач - интеграция содержания (т.е. опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов).
Дидактический материал и разработки Необходимо наполнить урок не только новыми подходами к организации деятельности учащихся, но и иными подходами к содержанию компетентностно- ориентированных задания (КОЗ) или ситуационных заданий.
Рефлексивность урока Важно, чтобы ученик осознал способы деятельности, выявил нерешенные трудности и проблемы, осознал, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Интересна самооценка учителем проведенного урока, совместная с учениками оценка всего урока. Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение.
Технологии, реализующие компетентностный подход Основным средством реализации компетентностного подхода является : -технологии проблемного обучения, - технологии дифференцированного обучения, - ИК технологии, - технологии модульного проектного обучения, - технологии развития критического мышления, - групповые технологии, Заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные виды деятельности.
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся; использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО, др.); организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся
Результат компетентностного урока – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию самих учащихся, - перенесение акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
Требования к проведению компетентностного урока 1. Изменить формы и технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора, деятельности. 2. Учебный материал отличается проблемностью. 3. Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте. 4. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным. 5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико- ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме 6. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников. 7. Самостоятельное добывание знаний учащимися. 8. В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения. 9. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности