Смысл и направленность общественного развития.
Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них даёт свою социальную картину мира. Остановимся на двух принципиально различных позициях.
Одни исследователи представляют развитие человечества как движение в некотором общем направлении с прохождением периодов – стадий. Такой подход получил название линейно-стадиального. Среди его создателей К. Маркс, У. Ростоу, О. Тоффлер. В рамках данного направления выделяют формационную модель общественного развития и стадиально-цивилизационную.
Другие исследователи усматривают в истории человечества существование определенных, достаточно замкнутых общностей – цивилизаций, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада. Такой подход называют циклическим. В его разработку особенно значимый вклад внесли А.Тойнби, Н. Данилевский.
Формационная модель разработана К. Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии движется к другой, более высокой, как бы поднимается по лестнице прогресса. Общественно – экономическая формация – это совокупность всех сторон жизни общества на соответствующей ступени развития.
К. Маркс выделял три общественно- экономические формации: Первичная (первобытная) Вторичная(экономическая, основанная на частной собственности) Третичная(коммунистическая)
Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные отношения. Они выступают базисом формации. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями. Это противоречие принимает форму классовой борьбы. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция. В. Ленин считал создание теории формаций крупнейшим завоеванием общественной мысли: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокой».
Критикуя марксистскую теорию формации, ряд исследователей тем не менее поддерживают саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. Вот какой видится всемирная история О. Тоффлеру. 10 тысяч лет назад началась первая волна крупнейших изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Эта аграрная революция положила начало цивилизационному этапу человеческой истории. Первой стадией мировой цивилизации стало аграрное общество. Затем в Западной Европе началась промышленная революция. Её результатом явилось превращение аграрного общества в индустриальное. Сегодня мы наблюдаем третью волну изменений. Мир вступает в постиндустриальное информационное общество.
Похожую схему общественно-исторического развития предложил У. Ростоу. Он выделяет пять стадий: 1. Традиционное общество. Аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике. 2. Переходное общество. Происходят бурные изменения : растет сельскохозяйственное производство, усиливается национальное самосознание. 3. Стадия «сдвига» с промышленными революциями, социально-экономическими и политическими преобразованиями. 4. Стадия «зрелости», связанная с развитием НТР, ростом значения городов и численности городского населения. 5. Эра «высокого массового потребления». Значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления.
Стадиально-цивилизационный подход широко используется в современном обществе. Так же как и формационный подход, он схематичен, слабо учитывает особенности развития отдельных стран и регионов.
По-иному видят развитие общества сторонники теории локальных цивилизаций. Как писал Данилевский, главное состоит в «отличении культурно-исторических типов, так сказать самостоятельных планов религиозного, социального, бытового,…одним словом, исторического развития». А Тойнби всё определяет как цивилизация. Каждая цивилизация, по Тойнби, - единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшим из которых являются религиозные.
Что такое цивилизация? Различные смыслы вкладываются в понятие «цивилизация». Одни считают цивилизацией эпоху, пришедшую на смену дикости и варварству, другие связывают это понятие с вполне конкретными государствами или региональными сообществами. Тем не менее можно выделить некоторые признаки цивилизационных общностей. Главное, что придаёт устойчивость и своеобразие цивилизации, - это присущая ей система ценностей.
В повседневном языке слово «ценность» означает полезность, стоимость чего-либо. Однако для нас важен другой смысл этого слова – нормы, представления о должном, убеждения.
Любая цивилизация характеризуется не только специфическими, экономическими, социальными и политическими отношениями, но и своей системой духовных ценностей. Именно ценности объединяют людей в цивилизационное сообщество и обеспечивают его единство на протяжении всей собственной истории. Цивилизацию можно определить как социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему основных духовных ценностей.
Развитие культуры и цивилизации неразрывно связано: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность. Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Точка зрения зародилась в эпоху Просвещения, когда Вольтер и Тюрго рассматривали культуру как развитие разума. Есть другая точка зрения. Согласно ей, культура представляется вместилищем всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизованным массовым производством.
В заключении еще раз подчеркнем, что понятие «цивилизация» очень широко используется сегодня. Политики, социологи, журналисты, обращаясь к проблемам современности, часто рассуждают о цивилизационном своеобразии нашего мира и его перспективах. Лучшему осмыслению общественных явлений будет способствовать сближение локально- цивилизационного и стадиально-цивилизационного подходов, а также использование оправдавших себя черт формационного анализа.