«Новые формы и методы деятельности классных руководителей в формировании духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС»
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. И моё глубокое убеждение, что именно классные руководители могут внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны, её благополучие.
Разработаны программы по духовно- нравственному развитию, введен курс в 4 и 5 классах «Основы религиозной культуры и светской этики». Кроме того введен курс внеурочной деятельности по следующим направлениям - спортивно-оздоровительное; - нравственно-эстетическое; - военно-патриотическое; - научно-познавательное; - проектное.
Почему такое внимание стали уделять духовно-нравственному воспитанию? В 2010 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников». В опросе приняли участие 140 педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно- познавательном процессе?» только 24% педагогов назвали главным формирование духовно- нравственных ценностей.
Возникает противоречие! Мы хотели вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводили этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе? Почему же так происходило? Более пристальное исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.
Актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.
НОВЫЕ ФОРМЫ День коллективного планирования Волшебный стул "Разброс мнений" «Своя игра» или «Кот в мешке», «Вопрос- аукцион», «Счастливый случай» «Кулинарное шоу» Потехи- Аукцион талантов.
День коллективного планирования Проводится в конце учебного года. За неделю до этого дня объявляется конкурс на лучшее предложение к плану работы школы или класса. Назначается конкретная дата проведения дня коллективного планирования. Дети работают в микрогруппах по 5- 7 человек. Они обсуждают итоги прошедшего года, что было хорошо, что им не удалось, почему. На общем сборе от имени микрогруппы выступает представитель В итоге составляется план воспитательной работы с учетом поступивших предложений.
Волшебный стул Чаще всего проводят в 8,9 и 10 классах Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.
"Разброс мнений" Оганизованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме. Источники тем: актуальные проблемы школьной жизни; философские вопросы о жизни, счастье, совести и т.п. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке "правильно - неправильно". Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания.
«Своя игра» В игре участвует 3 команды. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. Цена вопроса соответствует определенному количеству баллов – 10, 20, 30 и т. д. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. Есть секторы «Кот в мешке», «Вопрос- аукцион», «Своя игра», «Счастливый случай». Учащиеся могут играть индивидуально и в команде.
Аукцион талантов. продают полезные или ценные вещи. Расплачиваются дети своими талантами. поют, читают стихи, танцуют, кто что умеет. Причем «платить можно индивидуально, а можно и «в складчину», т.е. объединившись в группы.