Информационно-методическое сопровождение педагога гуманитарного цикла в условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку (Из опыта работы) Сайян Ирина Робертовна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Advertisements

Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Рекомендации к экзамену по русскому языку. 12 класс.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Учимся выявлять проблему Занятие 1. Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение ( согласие / несогласие с позицией автора.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Учитель МОУ СОШ 34 г. Ставрополя Яралова Е.И.. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных.
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
ЕГЭ: РУССКИЙ ЯЗЫК Выполнение задания С Рекомендации.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Учитель русского языка и литературы Жиркова Ирина Владимировна.
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
Транксрипт:

Информационно-методическое сопровождение педагога гуманитарного цикла в условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку (Из опыта работы) Сайян Ирина Робертовна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 2ст. Курской

Результаты ЕГЭ за учебный год Русский язык 59, 6 % Литература 66, 6 %

Факторы успеха Владение базовыми знаниями по предмету Иметь опыт написания ЕГЭ Психологическая подготовка

Домашнее задание Для всего класса. Задания на исправление нарушения синтаксических норм в заданиях типа А3, А4, на синтаксическую синонимию А26, а также А29 – доказать, анализируя синтаксические конструкции текста. Индивидуальные. Базовый – подготовить опорный конспект по теме «Лексический и морфологический разборы слов» в виде схем или таблиц. Средний - разработать алгоритм распознавания частей речи, отвечающих на одинаковые вопросы: КАКОЙ? СКОЛЬКО? ЧТО? Повышенный – подготовить рекомендации по разграничению знаменательных и служебных частей речи, а также алгоритм правильной квалификации предлогов, союзов и частиц.

Типовой маршрутный лист СтанцияЗаданияБаллы «Грамотеи»Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки «Один за всех, и все за одного» Разноплановые задания к тексту «Синтаксия»Задания по синтаксису и по тексту «Аналитик»Комплексный анализ текста «Редактор»Редактирование текста «Говори грамотно» Расставить ударение в словах

Памятка для выполнения задания по информационной переработке текста (А27) Шаг1 Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП. Шаг 2 Определяем смысловые отношения между предложениями (причина - следствие; форму­ лировка закона - пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции.

ШагЗ Отсекаем второстепенную информацию (она может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии и т.д.). Шаг 4 Сокращаем текст за счет замены синонимами, обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций - отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию. Шаг 5 Ученики соотносят свой вариант текста (свое предложение) с вариантами ответов.

Результаты ЕГЭ показывают, что в целом задание В для выпускников оказывается трудным, что объясняется низким уровнем развития лингвистической компетенции сдающих экзамен, а также несформированностью понятийного аппарата, недостаточно развитыми навыками аналитической работы со словом и отсутствием достаточной практики анализа языковых явлений.

Методика работы над заданиями повышенной трудности (часть В) Работа на уровне ТЕКСТА Поисковый характер формулировки заданий Прогнозирование и анализ предполагаемых «ловушек» в заданиях Откорректированное д/з Часть заданий для тренинга выполняется устно Тесты полностью выполняются только дома и на контрольных срезах Выпускники учатся самостоятельно составлять задания

Типичные проблемы текстов Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека: Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского язы­ка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чисто­ту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи? Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (ми­лосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного чело­века? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ 1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Переделайте его в вопросительное. 2. Задайте этот вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос вы нашли проблему, поднятую автором в тексте. Прокомментируйте ее, объясните, зачем она. 3. Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.) Из каких слов это видно? Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме. 4. Разделяете ли вы позицию автора? Если да, то продублируйте (желательно текстуальными синонимами) позицию и отношение автора к проблеме, объясните почему. Если нет, то напишите почему. 5. Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. 6. (Не обязательно.) Вынесите главное предложение (или главный вопрос) в начало сочинения, закончите работу призывом, способом решения данной проблемы.

Условия успеха: Четко понятая цель деятельности; Работа на сложном материале; Дифференцированное д/з; Проблемность; Самостоятельность; Внутренняя мотивация