Ме́тод прое́котов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Работа над проектом осуществляется по алгоритму: 1. Постановка проблемы. 2. Выбор темы проекта. 3. Формулировка основополагающего вопроса. 4. Формулировка проблемных вопросов. 5. Выдвижение гипотезы. 6. Постановка цели исследования. 7. Составление плана работы и выбор методов. 8. Проведение исследования. 9. Оформление результатов. 10. Защита проекта.
Руководитель группы: несет ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы. Хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени. Секретарь: ведет необходимые записи, оформляет результаты работы. Генератор идей: высказывает идеи, предлагает различные способы решения проблемы. Критик: подвергает сомнению решения группы, находит препятствие на пути к цели. В то же время, вся группа ведет поиск информации, проводит исследования. Распределение ролей в проектной группе
«Школьные ранцы, напичканные учебниками, первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника. Американский педагог Банкрофт в своей книге «Осанка школьника» в 1867 году писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».
Паспорт проекта 1. Название проекта 2. Руководитель проекта 3. Консультанты проекта 4. Учебный предмет 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта 6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект 7. Состав проектной группы 8. Тип проекта 9. Заказчик проекта 10. Цель проекта 11. Задачи проекта 12. Вопросы проекта 13. Необходимое оборудование 14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко- содержание) 15. Предполагаемые продукты проекта 16. Этапы работы над проектом 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Характеристика основополагающего вопроса: уходит вглубь учебного предмета; уходит вглубь учебного предмета; возникает снова и снова на протяжении обучения; возникает снова и снова на протяжении обучения; носит философский характер, нет однозначного ответа; носит философский характер, нет однозначного ответа; на него нельзя ответить однозначно; на него нельзя ответить однозначно; побуждает задавать другие важные вопросы. побуждает задавать другие важные вопросы.
Характеристика проблемных вопросов: являются конкретными предметными и тематическими; являются конкретными предметными и тематическими; формируют ответ на основополагающий вопрос; формируют ответ на основополагающий вопрос; не имеют однозначного правильного ответа; не имеют однозначного правильного ответа; побуждают к обсуждению и постановке проблемы для исследования; побуждают к обсуждению и постановке проблемы для исследования; предполагают широкий диапазон разнообразных ответов. предполагают широкий диапазон разнообразных ответов.
Гипотезы решения проблем: предполагают ответ на проблемный вопрос; предполагают ответ на проблемный вопрос; требуют доказательства; требуют доказательства; возникают как возможные варианты решения проблем; возникают как возможные варианты решения проблем; в ходе исследований подвергаются проверке. в ходе исследований подвергаются проверке.
Цель исследования: Цель - отражает конечный результат. Цель - отражает конечный результат.
Ход исследования: I. Погружение в проект. Актуализация знаний. Обозначение проблемного поля. Формулирование проблемы. Формулирование темы и цели проекта. II. Организация деятельности детей. Организация детей в группы. Определение цели и задач каждой группы. Планирование работы по решению задач проекта, определение способа оформления результатов. III. Работа над проектом. Сбор и анализ информации. Решение промежуточных задач. Оформление результатов. IV. Защита проекта. Представление проекотов. Ответы на вопросы оппонентов. Рефлексия и оценка.
Проводим исследование самостоятельно в группах: -поиск информации (литература, Интернет, электронные учебники, энциклопедии, СМИ и др.); -поиск информации (литература, Интернет, электронные учебники, энциклопедии, СМИ и др.); -проведение эксперимента, опыта, наблюдения; -проведение эксперимента, опыта, наблюдения; -интервью, опрос; -интервью, опрос; -анализ документов и статистических данных. -анализ документов и статистических данных.
Возможные выходы проектной деятельности: веб-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас несуществующего материка, атрибуты несуществующего государства, бизнес- план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, чертеж, экскурсия…
В состав проектной папки входят: 1. Паспорт проекта. 2. Планы выполнения проекта и его этапов. 3. Промежуточные отчеты группы. 4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе ксерокопии и распечатки из Интернета. 5. Результаты исследований и анализа. 6. Отчеты о совещаниях в группах, проведенных дискуссиях. 7. Эскизы, чертежи, наброски. 8. Материалы к презентации 9. Другие рабочие материалы
Рефлексия