КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Основные концепции общественного развития Циклические Циклические Линеарные Линеарные
Циклические концепции ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ VI – V вв. до н.э. Универсальность изменения, движения Единство и борьба противоположностей – механизм изменений Материальность мира Относительность всех вещей «Всё течёт, всё меняется, даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды» «Многознание не научает уму»
Циклические концепции Николай Данилевский середина XIX в. Культурно-исторические типы зарождаются, расцветают и умирают Культурно-исторические типы борются между собой, выживают сильнейшие Каждый культурно-исторический тип самобытен и обогащает историю человечества «Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития»
Циклические концепции Освальд Шпенглер 1-я треть ХХ в. История – юность, расцвет и упадок отдельных культурно-исторических форм Цивилизация – вырождение культуры, переход от творчества к самоповторению «Закат Европы»
Циклические концепции Николай Кондратьев 1-я треть ХХ в. Экономические циклы – колебания рыночной конъюнктуры (10 – 12 и 48 – 55 лет) «Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил»
Циклические концепции Арнольд Тойнби середина ХХ в. История – сосуществование и смена цивилизаций Каждая цивилизация переживает возникновение, рост, надлом и распад Цивилизацию создаёт «творческое меньшинство» «Вызов-и-ответ»
Циклические концепции Лев Гумилёв 2-я пол. ХХ в. История человечества и история природы едины и равно подвержены затухающей вибрации Основа истории – возникновение, расцвет и распад этносов Движущая сила истории – пассионарность как результат космического воздействия «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней» «Именно память делит время на прошлое, настоящее и будущее, из которых реально только прошлое»
Линеарные концепции Георг Гегель Рубеж XVIII – XIX вв. Закон отрицания отрицания История человечества – это развитие абсолютной идеи Прогресс состоит в расширении свободы, прежде всего свободы духа «Человек воспитывается для свободы» «Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других» «Всё действительное разумно, всё разумное действительно»
Линеарные концепции Карл Маркс и Фридрих Энгельс Середина XIX в. История человечества – это история смены общественно- экономических формаций Развитие производительных сил приводит к смене производственных отношений в процессе социальной революции Каждая формация проходит три стадии – зарождение, расцвет и упадок Прогресс состоит в движении к коммунизму «История всех предшествующих обществ есть история борьбы классов»
Линеарные концепции Макс Вебер Рубеж XIX – ХХ вв. История человечества – это история социальных действий Социальные действия определяются не только объективными экономическими, но и субъективными духовными обстоятельствами Прогресс состоит в возрастании рационализма и свободы в обществе «Протестантская этика и дух капитализма»
Линеарные концепции ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХХ в.) К. Поппер, С. Хантингтон, О. Тоффлер, Р. Дарендорф, А.Турен, Ф. Фукуяма и др. Модернизация – глобальный переход от аграрного общества к индустриальному и далее к постиндустриальному Прогресс состоит в движении от закрытого общества к открытому обществу, к торжеству либерализма Три эшелона модернизации: естественная модернизация, догоняющая модернизация, насильственная модернизация
Миросистемный анализ в современном обществознании Р. Коллинз, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Ч. Тилли, П. Бурдье Стремление создать единую концепцию общественного развития с учётом его многовариантности Изучение социальной реальности во всём многообразии, отказ от жёстких теоретических схем