ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ОГЭ ПО ИСТОРИИ В 2014 ГОДУ
ЧАСТЬ А Количество заданий с 20 до 22 Количество заданий с 20 до 22 На отдельные позиции выделены задания: по истории Великой Отечественной войны - А14, А15, по истории Великой Отечественной войны - А14, А15, по выдающимся деятелям отечественной истории - А9, А19, по выдающимся деятелям отечественной истории - А9, А19, по культуре - А10, А20. по культуре - А10, А20. Периоды: IX – XIX вв., ХХ в. А21 - проверка навыка работы с картой. А21 - проверка навыка работы с картой. А22 - задание на работу с иллюстративным материалом. А22 - задание на работу с иллюстративным материалом.
Пример задания А 14 К сражениям, обеспечившим коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, относятся: 1) Оборона Киева, оборона Одессы, оборона Севастополя 2) Смоленское сражение, битва за Москву, битва за Кавказ 3) Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр 4) Штурм Кёнигсберга, штурм Берлина, освобождение Праги
Пример задания А 15 Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите год, когда произошли описанные события. «На ближних подступах к Минску развернулась упорная борьба. Особенно хорошо дрались части 64-й, 100-й и 161-й стрелковых дивизий. Они уничтожили более сотни танков противника и тысячи фашистов. 26 июня на командный пункт Юго-Западного фронта в Тернополь мне позвонил И.В. Сталин и сказал: На Западном фронте сложилась тяжелая обстановка. Противник подошел к Минску. Непонятно, что происходит с Павловым. Маршал Кулик неизвестно где, Маршал Шапошников заболел. Можете Вы немедленно вылететь в Москву? На Западном фронте сложилась тяжелая обстановка. Противник подошел к Минску. Непонятно, что происходит с Павловым. Маршал Кулик неизвестно где, Маршал Шапошников заболел. Можете Вы немедленно вылететь в Москву? Сейчас переговорю с товарищами Кирпоносом и Пуркаевым о дальнейших действиях и выеду на аэродром». Сейчас переговорю с товарищами Кирпоносом и Пуркаевым о дальнейших действиях и выеду на аэродром». 1) 1941 г. 2) 1942 г. 3) 1943 г. 4) 1944 г.
Пример задания А 9, А 19 Народное ополчение, освободившее Москву от польских захватчиков в 1612 г., возглавляли: 1) П. Ляпунов и И. Заруцкий 2) К. Минин и Д. Пожарский 3) И. Болотников и И. Пашков 4) М. Скопин-Шуйский и Д. Трубецкой
Пример задания А 10, А 20 Кто является автором монументальной композиции «Рабочий и колхозница» в Москве: 1) В.И. Мухина 2) Е.В. Вучетич 3) Н.В. Томский 4) З.К. Церетели
А21. Рассмотрите карту и выполните задание. На данной карте отражены события: 1) борьба со шведскими и немецкими захватчиками 2) поход Батыя на Северо-Восточную Русь 3) нашествие монголо-татар на Галицко-Волынские земли 4) свержение монголо-татарского ига
А22. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какое событии иллюстрирует данная картина? 1) убийство императора Павла I 2) убийство народовольцами Александра II 3) восстание декабристов 4) дворцовый переворот 1762 г.
СТРУКТУРА ЧАСТИ В (цель – проверка общеучебных умений) В1 – умение устанавливать последовательность событий (4 элемента, запись цифрами, без пробелов) В2 – умение соотносить факты, явления В3 – умение классифицировать факты, явления (осуществлять множественный выбор - 2 элемента из 5) В4 – умение рассуждать логически и анализировать статистическую информацию (задание на соотнесение, соответствие 3 к 5)
СТРУКТУРА ЧАСТИ В (цель – проверка общеучебных умений) В5 - знание терминов (узнавание термина по определению) В6 – умение сравнивать явления на основе выбора черт сходства и различия из предложенных вариантов (занесение цифр в таблицу, всегда 2 на 2) В7 – умение мыслить логически (вставить пропущенное слово в схеме) В8 - знание терминов (исключение лишнего)
Пример задания В 1 Расположите имена деятелей русской культуры в хронологическом порядке: 1) Симон Ушаков 2) Андрей Рублёв 3) Дмитрий Левицкий 4) Василий Суриков
Пример задания В 2 Установите соответствие между событиями гражданской войны и годами, когда они происходили: СОБЫТИЯ А) разгром Врангеля Б) восстание Чехословацкого корпуса В) поход Деникина на Москву ГОДЫ 1) ) ) ) 1922
Пример задания В 3 Какие события относятся ко времени правления князя Олега: 1) Принятие Русью христианства 2) Объединение Киева и Новгорода 3) Заключение торгового договора с Византией 4) Первое летописное упоминание о Москве 5) Строительство Софийского собора в Киеве
Производительность труда: Период гг гг гг. в промышленности 4,65,83,1 в сельском хозяйстве 4,85,41,5 Ответ:АБВ В4. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения. Среднегодовые темпы прироста производительности труда (в процентах)А) Последовательный прирост темпов производительности труда сменился спадом Б) Спад темпов прироста производительности труда в большей степени затронул В) Темпы прироста производительности труда в сельском хозяйстве опережали темпы прироста в промышленности 1) в гг. 2) в гг. 3) сельское хозяйство 4)промышленность 5) в гг.
В5. Запишите термин, о котором идет речь. «Изображение или узор из скрепленных друг с другом кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты), разноцветных камешков, эмали, дерева». Ответ: _________________________ В8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, получили распространение в нашей стране в период 1991 – 2000 гг. Приватизация, СНГ, либерализация цен, дефолт, госприёмка. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Ответ: ___________________________
Черты сходства Черты отличия В6. Сравните черты политической системы СССР в периоды 1941 – 1945 гг. и 1953 – 1964 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. 1) однопартийная система 2) ГКО обладает всей полнотой власти в СССР 3) отсутствие негосударственных СМИ 4) Совет министров СССР – один из органов государственной власти
В7. Укажите фамилию, пропущенную в схеме Ответ: __________________________________________ Державы "большой тройки" на Тегеранской конференции СССР И.В. Сталин США Фр. Рузвельт Англия ?
ЧАСТЬ С С1, С2 - задания по тексту. Как правило, это не источник, а выдержка из исторического труда. В тренировочных заданиях может быть и источник. С1, С2 - задания по тексту. Как правило, это не источник, а выдержка из исторического труда. В тренировочных заданиях может быть и источник. С1 - на атрибуцию источника, всегда 2 элемента, 2 балла. Приоритет в спорных случаях - за формулировкой вопроса. С1 - на атрибуцию источника, всегда 2 элемента, 2 балла. Приоритет в спорных случаях - за формулировкой вопроса. С2 - на анализ структуры исторического текста, 2 балла. Нужно найти 2 логически связанных элемента в тексте. Можно просто выписать, чаще всего будет указан даже абзац, в котором нужно найти что-то. Можно принять и передачу своими словами без искажения смысла. Все задания выверены, чтобы не было возможностей разного выбора. С2 - на анализ структуры исторического текста, 2 балла. Нужно найти 2 логически связанных элемента в тексте. Можно просто выписать, чаще всего будет указан даже абзац, в котором нужно найти что-то. Можно принять и передачу своими словами без искажения смысла. Все задания выверены, чтобы не было возможностей разного выбора.
ЧАСТЬ С С3 - историческая задача на анализ ситуации. Условие и 3 вопроса, последний, как правило, на установление причинно-следственных связей, а первые - на атрибуцию ситуации. Оценка - 3 балла. С3 - историческая задача на анализ ситуации. Условие и 3 вопроса, последний, как правило, на установление причинно-следственных связей, а первые - на атрибуцию ситуации. Оценка - 3 балла. С4 – задание на сравнение. Оценка - 2 балла. Без таблицы. Как правило, нужно найти общие черты, а не различие, но иногда и различие. С4 – задание на сравнение. Оценка - 2 балла. Без таблицы. Как правило, нужно найти общие черты, а не различие, но иногда и различие. С5 - составить план развёрнутого ответа на вопрос, не менее 3 пунктов, с пояснением не менее 2 пунктов. Пояснения могут быть в любой форме - не обязательно как подпункты! Можно составить план только по одному из существенных вопросов темы. Это дополнение внесено недавно, по крайней мере будет действовать в этом году. С5 - составить план развёрнутого ответа на вопрос, не менее 3 пунктов, с пояснением не менее 2 пунктов. Пояснения могут быть в любой форме - не обязательно как подпункты! Можно составить план только по одному из существенных вопросов темы. Это дополнение внесено недавно, по крайней мере будет действовать в этом году.
«Признать, что в результате ошибок и неправильных действий т. Хрущева... за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной. Тов. Хрущев, занимая посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов президиума ЦК и членов ЦК КПСС.... Президиум ЦК КПСС считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущев не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе. Учитывая также поданное т. Хрущевым заявление, президиум ЦК КПСС постановляет: 1. Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР…»
С1. Укажите год, когда было принято данное Постановление. Назовите фамилию политического деятеля, сменившего Н.С. Хрущёва на посту председателя Совета министров СССР. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе должны быть названы: 1) год – 1964; 2) политический деятель – А.Н. Косыгин. Правильно названы год и фамилия 2 Правильно назван только год. ИЛИ Правильно назван только политический деятель. 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе должно быть указано предложение: «Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР». Могут быть названы следующие факты: 1) ошибки и неправильные действия т. Хрущева создали совершенно ненормальную обстановку в Президиуме ЦК; 2) Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС; 3) Хрущёв перестал считаться с мнением членов президиума ЦК и членов ЦК КПСС 4) Хрущёв не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе по причине личных качеств, преклонного возраста и ухудшения здоровья. Правильно названо предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два факта 2 Правильно названо предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и один факт. 1 Правильно указано только предложение ИЛИ Правильно указаны только факты (любое количество) ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 С2. Выпишите из текста предложение, содержащее решение Президиума ЦК КПСС. Используя отрывок, укажите не менее двух фактов, которые призваны обосновать мысль о том, что принятое решение полезно для страны.
Пример ответа на задание С 2 «Хрущёв перестал считаться с мнением членов президиума ЦК; при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущев не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе»
Пример ответа на задание С 2 «Предложение: Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР Факты: Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС»
Пример ответа на задание С 2 «Предложение: Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР Факты: Тов. Хрущев, занимал посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР»
Пример ответа на задание С 2 «Пленум освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря, ЦК и председателя Совета министров СССР Факты: 1) ошибки и неправильные действия т. Хрущева создали совершенно ненормальную обстановку в Президиуме ЦК; 2) Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС»
Пример ответа на задание С 2 «Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря. Факты: 1) ошибки и неправильные действия т. Хрущева создали совершенно ненормальную обстановку в Президиуме ЦК; 2) Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС»
Из сочинения историка С.М. Соловьёва «Начиная с Петра Великого, в каждое царствование предпринимались обширные законодательные работы, и всегда шли они безуспешно относительно главной цели своей, составления уложения. Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений. Медленность в решении дел была чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось дел и подсудимых находилось в заключении. Император принял законодательные работы в непосредственное свое ведение, учредил в собственной своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач своего дела, Сперанскому. Положено было составить свод действующих законов».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл ы В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Николай I; 2) хронологические рамки правления – 1825 – 1855 гг. Правильно названы имя императора и период правления 2 Правильно названо только имя императора ИЛИ правильно назван только период 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 С1. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите хронологические рамки его правления.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе должно быть указано предложение: «Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений». Могут быть указаны следующие действия: 1) император взял под личный контроль законодательные работы; 2) император учредил в собственной своей канцелярии второе отделение для работ над законодательством; 3) император пригласил М.М. Сперанского для работы над упорядочиванием законодательства. Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два действия 2 Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и одно действие 1 Правильно указано только предложение ИЛИ Правильно указаны только действия (любое количество) ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где названа непосредственная причина действий, перечисленных во втором абзаце. Выпишите не менее двух действий.
«Медленность в решении дел была чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось дел и подсудимых находилось в заключении. Император принял законодательные работы в непосредственное свое ведение». Пример ответа на задание С 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) XX съезд КПСС; 2) Н.С. Хрущёв; 3) впервые было сказано об отступлении от принципов демократии, о грубейших нарушениях социалистической законности, массовых репрессиях, крупнейших просчётах и порочных методах руководства, допущенных по воле Сталина – человека, который совсем недавно казался непогрешимым. (может быть указана другая верная формулировка) Верно названы 3 элемента ответа 3 Верно названы 2 любые элемента ответа 2 Верно назван 1 любой элемент ответа 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 3 С3. Делегат партийного съезда вспоминал, что 25 февраля, на заключительном заседании, где Первый секретарь ЦК КПСС читал «секретный доклад», посвящённый его предшественнику на этом посту, несколько делегатов, поражённых содержанием доклада, упали в обморок. 1) На каком съезде происходили описываемые события? 2) Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС – автора доклада. 3) Что так поразило в докладе делегатов съезда?
«Делегатов съезда поразил факт, что доклад читал не какой-нибудь бывший заключённый, только что вернувшийся из лагеря, а Первый секретарь ЦК КПСС» Ответ на задание С 3
«Делегатов съезда поразила критика Сталина, прозвучавшая в докладе. Было сказано, что Сталин сделал много ошибок».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы Могут быть приведены факты: 1) существование в СССР однопартийной системы (ВКП(б) – КПСС); 2) официально закреплённое господство марксистко-ленинской идеологии; 3) сохранение (несмотря на некоторой ослабление) в период 1953 – 1964 гг. контроля партии над духовной культурой (пример: гонения на писателя Б.Л. Пастернака); 4) партийно-государственный контроль над всеми общественными организациями; 5) партийно-государственный контроль над СМИ. Могут быль приведены другие верные факты. Верно приведены 2 факта 2 Верно приведён 1 факт 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 С4. Существует точка зрения, что, несмотря на серьёзные изменения, в общественно-политической жизни СССР периодов 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
«в периоды 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. тяжёлая промышленность развивалась быстрее, чем лёгкая промышленность» «существование в периоды 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. тоталитарного политического режима в СССР» «общей была политика, проводимая правительством»
С5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные внешней политикой России в 1953 – 1964 гг.. Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы. Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитываются: – количество пунктов плана и пояснений к ним; – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – корректность пояснений к пунктам плана (полнота представленной информации и отсутствие фактических ошибок) План по отдельному вопросу (разделу, направлению, проблеме) данной в задании темы оценивается по тем же критериям, что и план ответа по всей теме. Ориентиром для эксперта является название плана (вопрос, раздел, направление, проблема), указанное экзаменуемым. В случае, если выпускник не озаглавил свой план (не указал вопрос, раздел, направление, проблему), то эксперт проверяет работу как план по теме, данной в задании.
План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана 3 План содержит не менее трех пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трех пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана 2
План содержит не менее трёх пунктов без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трех пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса), но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведенные к трем (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы (выбранного вопроса). 1
План содержит два пункта без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведенные к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы (выбранного вопроса) ИЛИ план отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании 0 Максимальный балл 3
«1) Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. В борьбе за власть принимали участие Хрущёв, Маленков и Берия. В результате у власти оказался Н.С. Хрущёв. 2) Политика Н.С. Хрущёва а) критика Сталина б) кукуруза 3) Международные отношения первый визит советского лидера в США, Карибский кризис»
«1) Изменения во внешней политике СССР после смерти И.В. Сталина (мирное сосуществование государств с разным строем) а) начало периода разрядки международной напряжённости; б) подписание Хельсинского акта; в) вывод Советских войск из Афганистана. 2) Отношения со странами Восточной Европы Создание социалистического лагеря, ввод войск в Венгрию, ввод войск в Чехословакию»
«1) СССР и страны социалистического лагеря в 1953 – 1964 гг. а) ухудшение отношений с Китаем; б) подавление восстания в Польше (1956); 2) Отношения СССР со странами Запада а) установление дипломатических отношений с Германией; б) посещение Н.С. Хрущёвым США; в) Карибский кризис. 3) Отношения СССР с развивающимися странами»
«1) прекращение Корейской войны; 2) Карибский кризис; 3) ввод войск в Венгрию». «1) Изменение отношений СССР со странами Запада В 1953 году начались изменения в отношениях СССР с западными странами 2) Карибский кризис. Карибский кризис был в 1962 г. 3) СССР и Восточная Европа. Развивались отношения между СССР и странами Восточной Европы».
«1) Отношения СССР со странами Запада Линия прямой связи между президентами России и США, Хрущёв встретился с Дж. Кеннеди. 2) СССР и соцстраны. 3) СССР и развивающиеся страны»
«1) СССР и Западная Европа в 1953 – 1964 гг. а) вывод СССР своих войск с территории Австрии; б) установление дипломатических отношений с ФРГ; в) строительство Берлинской стены. 2) Карибский кризис. Карибский кризис 1962 г. - международная конфликтная ситуация, вызванная размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Это чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами. В 1959 г. на Кубе произошла революция. Для защиты острова от американского вмешательства СССР установил там, по соглашению с Ф. Кастро ракеты средней дальности, которые были обнаружены американцами. Началось противостояние, когда мир оказался на грани ядерной войны. Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Ф. Кастро. Н.С. Хрущёв согласился, и начался демонтаж ракет. В ноябре 1962 г. блокада Кубы была снята. 3) Визит Н.С. Хрущёва в США Это был первый в истории советского государства визит в Америку главы Советского правительства. И хотя важных политических результатов визит не принес, он имел важное значение для укрепления международного престижа Советского Союза. В ходе поездки по США Н.С. Хрущев много говорил о выгодности двустороннего сотрудничества, о преимуществах коммунизма. С президентом США Д. Эйзенхауэром была достигнута договоренность о созыве в мае 1960 г. в Париже совещания в верхах руководителей четырех держав. В числе других на нем предлагалось обсудить ситуацию сложившуюся вокруг Западного Берлина».
«1) Введение (после смерти И.В. Сталина внешнеполитический курс СССР значительно изменился). 2) Основная часть (вывод о мирном сосуществовании государств с различным политическим строем, визит Н.С. Хрущёва в США, Карибский кризис). 3) Заключение» (итогом внешнеполитического курса СССР в период правления Н.С. Хрущёва стало некоторое смягчение отношений СССР с Западом, в Венгрия СССР ввёл войска в 1956 г.)».
Проблемы при проверке заданий части С и их решение Проблема: в ответе приведены ошибочные позиции наряду с правильными Решение: засчитываются только верные позиции, неверные игнорируются
Проблемы при проверке заданий части С и их решение Проблема: в ответе приведены верные положения, но в критериях оценивания они не указаны Решение: верные положения засчитываются
Проблемы при проверке заданий части С и их решение Проблема: в ответе приведены слишком общие положения, нет конкретики Решение: эти положения не засчитываются в качестве ответа
Проблемы при проверке заданий части С и их решение Проблема: в ответе приведены верные по существу положения, но не соответствующие поставленному вопросу Решение: эти положения не засчитываются в качестве ответа
Проблемы при проверке заданий части С и их решение Проблема: в ответе происходит подмена понятий (например, причины вместо сущности явления) Решение: эти положения не засчитываются в качестве ответа
Проблемы при проверке заданий части С и их решение Проблема: в ответе содержатся орфографические, грамматические или речевые ошибки, обыденная лексика Решение: эти недостатки игнорируются, если положения верны по существу