Мониторинг как инструмент оценки качества образовательных результатов учащихся
Система работы по формированию УУД: Проектирование Развитие Мониторинг
УУД как предмет педагогического проектирования Определение перечня УУД для определенного возраста (класса) Подбор дидактических средств в рамках своего предмета для развития УУД Планирование урока с использованием деятельностных технологий, работающих на развитие данных УУД Подбор средств контроля и оценки образовательных результатов с учетом УУД Оценка эффективности собственной педагогической деятельности с учетом УУД
Измерения в образовании Знания Умения Личностные качества и психические процессы Ценностные ориентации
Измерение - Процедура качественной и количественной оценки рассматриваемого свойства
Мониторинг - Система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Функции мониторинга Определение уровня развития предмета мониторинга Отслеживания динамики развития предмета мониторинга по показателям и в целом Диагностическая Наличие критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо») Оценочная Критерии эффективности работы Контрольная
Мониторинг: Контроль Диагностика Мониторинг
Подходы к измерению: Контрольный «срез» Мониторинг
Главное о мониторинге: 1 «Мониторят» то, чем управляют 2 «Мониторят» тогда, когда иначе не возможно управлять ситуацией 3 «Мониторит тот, кто управляет или для того, кто управляет
Предмет мониторинга: Результат деятельности Последствия деятельности Процесс деятельности (достижения результата)
Ситуации, запрашивающие мониторинга: Ситуация постоянно изменяется Ситуация развивается в проектном режиме Результат «выращивается» постепенно, поэтапно
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Общие положения
Выбор показателей Подбор процедур Определение индикаторов и способов оценки От показателей - к инструменту
Показатели коммуникативного развития: Умение определить суть своих затруднений и обратиться за помощью Умение сопереживать и проявлять свое сопереживание. Умение с уважением относиться к достижениям других людей Умение подготовить и провести небольшое публичное выступление (с элементами свободного говорения) по теме. Умение договариваться с другими участниками групповой работы и выполнять свои обязательства в группе. Умение оценить свои действия в группе Умение выделять главное в высказывании другого человека. Умение задавать вопросы разного типа для уточнения и развития понимания
Процедуры мониторинга: Задание, предполагающее проявление способности Экспертный опрос Структурированное наблюдение в специально созданной ситуации
Столкн увшис ь с учебными трудностями, обращается за помощью и при этом четко формулирует суть своих затруднений Высокий уровень Столкнувшись с трудностями при выполнении задания, просит о помощи (без уточнения сути проблемы) Средний уровень Не обращается за помощью, даже испытывая трудности при выполнении задания Низкий уровень
Несколько детей разговаривали друг с другом. Дима спросил: Какие деревья называются хвойными? Федя на это сказал: На них растут иголки, они не осыпаются. Максим продолжил: Осыпаются, я сам их под елочкой видел. Рома добавил: А у нас на даче растут пушистые елки, еще есть очень высокая береза. Эля сказала: сосна – это хвойное дерево. Подумай, потом напиши, кто из ребят: Отвечает на вопрос Димы ___________________ Говорит о другом _____________________
Уровни Индикаторы Высокий Ищет компромиссные варианты, с готовностью идет на сотрудничество, беспокоится о благополучии других. Средний Соглашается на конструктивные решения других, готов уступить (возможно не сразу). Низкий Настаивает на своем. Или сразу уходит от решения проблемы.
Логика разработки мониторинга: Портрет выпускника Перечень показателей для каждого класса Специалист Способ выявления Индикаторы Подходы к оценке и анализу
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (на примере начальной школы)
Система диагностики
Предмет мониторинга метапредметные универсальные учебные действия на разных этапах своего формирования. Регуля- тивные УУД Позна- вательные УУД Комму- никативные УУД
Универсальные учебные действия Универсальные способы Выполнение по образцу Применение способа Подбор способа под задачу Структурные элементы учебной деятельности От выполнения к оценке результата От планирования к оценке результата От цели к оценке результата
Этапы формирования УУД 1 этап (1-2 класс) "Представление" 2 этап (3 класс) "Способ" 3 этап (4 класс) "УУД"
Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий (действовать в соответствии с алгоритмом) Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки Познавательны е УУД Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков. Умение осуществлять логическое действие «синтез». Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям. Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
Диагностические задания А ВЫПОЛНЕНИЕ по образцу Б ОРИЕНТАЦИЯ В ОПИСАНИЕ
15.