УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ В 7 «Б» КЛАССЕ ТЕМА УРОКА:ТЕМА УРОКА: АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ ПОЭМЫ Н.А. НЕКРАСОВА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». «И ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН …!»АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ ПОЭМЫ Н.А. НЕКРАСОВА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». «И ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН …!» УЧИТЕЛЬ Зуева Людмила ВасильевнаУЧИТЕЛЬ Зуева Людмила Васильевна
Поэма «Русские женщины» Часть I. «Княгиня Трубецкая»
Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н.Некрасов
Историческая основа поэмы Политическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия. Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия. Среди этих женщин были: Е. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др. Среди этих женщин были: Е. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др. Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть. Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.
Историческая основа поэмы Из дневника М.Волконской: «Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне! - Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено».
Историческая основа поэмы сопротивление собственной семьи; трудность получения официального разрешения; сознательный отказ от привилегий; невозможность взять с собой детей. «Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они… перенесли все, что перенесли их осуждённые мужья», - писал Ф.М. Достоевский.
Деревенская изба в Благодатском руднике Из записок М.Волконской : «Она была до того тесна, что, когда я ложилась на полу на своем матраце, головой касалась стены, а ноги упирались в дверь. Печь дымила, и ее нельзя было топить, когда на дворе было ветрено; окна без стекол, их заменяла слюда».
Зима 1827 г. – осень 1830 г. Читинский острог. М.Бестужев: «Каземат соединил нас вместе, дал опору друг в друге и через наших ангелов-спасителей, дам, соединил нас с тем миром, от которого навсегда мы были оторваны политической смертью, соединил нас с родными, дал нам охоту жить». Колония декабристок. Дамская улица. Осень 1830 г. – Петровский завод. Манифест о помиловании – амнистия 1856 г. после смерти Николая I в связи с коронацией нового императора Александра II. Разрешение вернуться в европейскую Россию. Из 121 декабриста вернулись 19. Остальные остались в сибирской земле.
Причины обращения поэта к теме жен декабристов Н.А.Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Он знал Михаила Волконского, который позволил ему познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной.
Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» I ч. - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспоминает детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.
Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» Поэма Княгиня Трубецкая состоит из двух равных по объёму частей, 1ч. - описание пути жены декабриста до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом. II ч. - разговор в лицах Губернатора Иркутска с Княгиней (9 дней); кульминация: победа Княгини, и решение Генерала отправить её в Нерчинск. Развязка сюжета - открытый финал.
Система персонажей, их характеристика 2 главных героя: Княгиня и Генерал ; 3 внесюжетных персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I. Характеристика княгини по отрывку из I части: любящая дочь; бесстрашная, верная, любящая жена; очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения. Роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей.
Сцена спора, аргументы персонажей Доводы Генерала 1. Ваш отец…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей! 2.Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда! 3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж… он виноват… А вам терпеть…за что? 4. Трудности природных условий: а) Тот климат вас убьёт! б) Окреп туземный человек С природою в бою. А вы? Ваше присутствие усилит страдания мужа. Доводы Княгини 1.Готов ли экипаж? 2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…Но долг другой, И выше и святей, Меня зовёт. 3. Ужасна будет, знаю я Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его! 4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя… б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть! Я еду! Еду! Я должна Близ мужа умереть.
Сцена спора, аргументы персонажей Доводы Генерала 5. Да, вы умрёте, но сперва Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа). В себе он будет сознавать причину ваших слёз. 6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого… Закон позволяет. Доводы Княгини 5. …Я слёз не принесу В проклятую тюрьму – Я гордость, гордость в нём спасу, Я силы дам ему! 6.Нет, нет я видеть не хочу Продажных и тупых, Не покажусь я палачу Свободных и святых.
Сцена спора, аргументы персонажей Доводы Генерала Доводы Княгини 7.Нет, я не жалкая раба. Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба, Я буду ей верна! …к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!... 8.Вам наши кажутся права правами – не шутя? Нет! Ими я не дорожу… 9. Неделя целая прошла… Уж шла бы я давно… 7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба! 8. (2 день) Вы отреченье подписать Должны от ваших прав! 9. (через 6 дней) Вас по этапу поведут С конвоем…весной В Нерчинск придёте, если вас Дорога не убьёт. 10. Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас…
Характеристика персонажей Княгиня: Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала. Генерал:Уважительный, почтительный к людям почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно исполняет обществе. Честно исполняет долг по службе. Умен. долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни Видит тяжесть жизни арестантов, местного арестантов, местного населения. Человечен. населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении предписание о возвращении Княгини в Петербург.
Система персонажей, их характеристика Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка. Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи оказываются к концу поэмы в одном лагере; они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности.
Авторская позиция в поэме Отношение автора к Генералу. Начало II части: как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты (службист). Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух. Конец: из-под руки на ус седой скатилася слеза; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему. Изменение отношения автора к Генералу: почтенный генерал – нейтрально; упрямый старичок- презирает; старик- сердится; генерал, старый генерал- уважает.
Авторская позиция в поэме Отношение автора к Княгине. Имя героини - в заглавии I части поэмы, указание подзаголовка – 1826 г. – поэт восхищается поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу в Сибирь.
Тема и идея поэмы Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой. Идея: 1. Восхищение подвигом жен декабристов; 2. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в исполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.
Смысл заглавия поэмы «Русские женщины» В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение. Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.
Домашнее задание 1. Составить кластер по теме «КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ». 2. Устно проанализировать сцену спора КНЯГИНИ и ГЕНЕРАЛА. ИНД. ЗАДАНИЕ 3. ИНД. ЗАДАНИЕ : подготовить 5 – 6 вопросов по теме нашего урока.