Разберемся в понятиях «МОДЕЛЬ»(энциклопедическая трактовка) – мера, образец, эталон, т.е. некий стандарт для массового изготовления изделия. В широком смысле – как любой образец: изображение, описание, чертеж, график, план, карта, аналог какого либо объекта, процесса или явления, заместитель «оригинала», представление самых общих характеристик, общая схема описания явления (БСЭ.-М., 1999).
«модель» (в образовании) – конкретная организационная система, обеспечивающая, существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями.
Модель Внешние черты Наличие определенной структуры, конкретного содержания образовательной деятельности, форм и средств организации учебно- воспитательного процесса и др. Внутренние черты Наличие ведущей цели, доминирование идей и ценностей, психологический, интеллектуальный, нравственный климат
Внеурочная деятельность Процесс добровольный, самодеятельный, стихийно- творческий Нуждается в психолого- педагогическом сопровождении. Необходима связь как с основным, так и с дополнительным образованием
Модели могут отличаться Степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы(учебной, социокультурной, досуговой, игровой) Разнообразием форм внеурочной деятельности Умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры, спорта, с общественными организациями
Образовательная система Основное образование Клубы, творческие объединения, Занятия по интересам Дополнительное образование Уроки, лекции, семинары Классные часы, беседы, Экскурсии КТД Внеурочная деятельность
Типы организационных моделей внеурочной деятельности модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.
Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико- ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
Данную модель характеризует: 1. создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств; 2. содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; 3. создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
5. создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; 6. построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; 7. опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимущества создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель- дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: 1. взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; 2. организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; 3. организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; 4. организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность, создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы
актуальность обусловливается: - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; - необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей; - спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие; - оптимизацией внутренних ресурсов школы
Инновационно- образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимущества высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.