Амфотерные органические и неорганические соединения Составитель: И.Н. Пиялкина, учитель химии МБОУ СОШ 37 города Белово.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классы неорганических соединений Подготовка к ЕГЭ.
Advertisements

Тема: Важнейшие классы неорганических соединений. Учитель химии: Шохина К.А.
Амфотерность. Амфотерные соединения. Свойства амфотерных оксидов. Свойства амфотерных гидроксидов. МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 8 Учебник:
Дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической.
Основные классы неорганических соединений Основания.
Основные классы неорганических веществ Обобщающий урок.
Металлы Большинство химических элементов – это металлы (92 из 114 известных элементов)
Например: CaO, SO 2, Al 2 O 3, CO. Например: CaO, SO 2, Al 2 O 3, CO.
Алюминий и его соединения Тесты Алюминий вступает в химическое взаимодействие с водой: 1) при нагревании 2) при отсутствии оксидной пленки 3) при высоком.
Основные классы неорганических соединений Оксиды.
«Аминокислоты». 1. Последовательность изучения новой темы 2.Творческое задание 1. 3.Творческое задание 2. 4.Определение аминокислот как класса органических.
А м ф о т е р н о с т ь х и м и ч е с к и х с о е д и н е н и й. у ч и т е л ь х и м и и М О Б У С О Ш Л Г О с. П а н т е л е й м о н о в к а Г. П. Я ц.
Тема «Классификация, номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ» Подготовка к ЕГЭ по химии.
« Я слушаю - и забываю Я вижу - и запоминаю Я делаю - и понимаю »
Химические свойства опорные конспекты Оксиды, основания, кислоты и соли.
Урок на тему:. Цель урока: 1. Вспомнить химические свойства основных классов неорганических веществ, возможность протекания реакций ионного обмена. 2.
Основания Органические и неорганические. Ответьте на вопросы: Какие ассоциации возникают у вас с понятием «основание»?
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Амфотерные неорганические и органические соединения МОУ «Гатчинская СОШ 2» Учитель химии: Г.Г.Павлова Учитель информатики: Д.П.Панасюк Тренажёр для подготовки.
Общественный смотр знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Транксрипт:

Амфотерные органические и неорганические соединения Составитель: И.Н. Пиялкина, учитель химии МБОУ СОШ 37 города Белово

С какими из перечисленных веществ будет реагировать гидроксид натрия, а с какими соляная кислота? Вещества: HNO 3, CaO, CO 2, СuSO 4, Cu(OH) 2, P 2 O 5, ZnO, AgNO 3

1. NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O 2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O 2NaOH + CuSO 4 = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 2NaOH + ZnO =Na 2 ZnO 2 + H 2 O 6NaOH + P 2 O 5 = 2Na 3 PO 4 + 3H 2 O

2. 2HCl + CaO = CaCl 2 + H 2 O 2HCl + Cu(OH) 2 = CuCl 2 + 2H 2 O 2HCl + ZnO = ZnCl 2 + H 2 O HCl + AgNO 3 = AgCl + HNO 3

Амфотерными называются вещества, которые в зависимости от условий проявляют как основные, так и кислотные свойства. оксиды переходных металлов (ZnO, BeO, Al 2 O 3, Cr 2 O 3 и др.) гидроксиды переходных металлов (Zn(OH) 2, Be(OH) 2, Al(OH) 3, Cr(OH) 3 и др.) аминокислоты (NH 2 – CH 2 (R) – COOH)

Какие элементы образуют эти соединения? Металлы в степени окисления +3 и +4,а также металлы, металлические свойства которых выражены неярко (в периодической системе элементов они находятся между металлами и неметаллами, вдоль диагонали) Например: Be, Zn, Ge и др

Физические свойства амфотерных гидроксидов Амфотерные гидроксиды – это нерастворимые в воде твердые вещества, как правило, белого цвета

Получение Предположите способ получения амфотерных гидроксидов, помня, что они не растворимы в воде

Реакцией обмена между растворимой солью соответствующего металла и щелочью ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl Zn OH - = Zn (OH) 2 Получение

Задание: получить гидроксид алюминия и определить его химические свойства есть растворы: хлорида алюминия, аммиака, соляной кислоты и гидроксида натрия

AlCl 3 + 3NH 3 * H 2 O = Al(OH) 3 + 3NH 4 Cl Как основание Как кислота Al(OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O Al(OH) 3 +3H + =Al 3+ +3H 2 O Образуются соли катионного типа Al(OH) 3 +NaOH= Na[Al(OH) 4 ] тетрагидроксоалюминат натрия Al(OH) 3 +OH - =[Al (OH) 4 ]– Образуются соли анионного типа Вывод: гидроксид алюминия взаимодействует и с кислотами, и с основаниями, т.е. проявляет амфотерные свойства

Как основание AlCl 3 +3NH 3 * H 2 O=Al(OH) 3 + 3NH 4 Cl Al(OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O Al(OH) 3 +3H + =Al 3+ +3H 2 O Образуются соли катионного типа

Как кислота Al(OH) 3 +NaOH = Na[Al(OH) 4 ] тетрагидроксоалюминат натрия Al(OH) 3 +OH - = [Al (OH) 4 ] – Образуются соли анионного типа Вывод: гидроксид алюминия взаимодействует и с кислотами, и с основаниями, т.е. проявляет амфотерные свойства

Соли анионного типа устойчивы в щелочной среде, но разрушаются при подкислении растворов Na[Al(OH) 4 ]+4HCl=NaCl+AlCl 3 +4H 2 O

Амфотерные гидроксиды, как и нерастворимые основания, при нагревании разлагаются: 2Al(OH ) 3 Al 2 O 3 + 3H 2 O

Экспериментальная задача Даны три пробирки с растворами хлоридов натрия, магния и алюминия. Как определить, в какой пробирке какое вещество?

1. NaCl 2 + NaOH =/= реакция не идет 2. MgCl 2 + 2NaOH = Mg (OH) 2 + 2NaCl – выпадает белый осадок, нерастворимый в щелочах 3. AlCl 3 + 3NaOH = Al (OH) 3 + 3NaCl – выпадает белый осадок Al(OH) 3 + NaOH = Na[ Al(OH) 4 ] – осадок растворяется в избытке щелочи

Осуществить превращения Вариант 1 Al- 1 - Al 2 O NaAlO Al (OH) Al 2 O 3 Вариант 2 AlCl Al(OH) Na[Al (OH) 4 ]- 3 - AlCl Al (NO 3 ) 3

1. 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 2. Al 2 O 3 + Na 2 O 2NaAlO 2 3. NaAlO 2 + HCl + H 2 O = NaCl + Al(OH) Al(OH) 3 Al 2 O 3 +3H 2 O

1. AlCl 3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH) 3 2. Al(OH) 3 + NaOH = Na[ Al(OH) 4 ] 3. Na[ Al(OH) 4 ]+ 4HCl = NaCl+AlCl 3 +4H 2 O

Щёлочь Кислота Основный оксид Кислотный оксид Амфотерные оксиды Соль Соль и вода Допишите уравнения реакций: Al 2 O 3 + H 2 SO 4 ZnO + KOH + H 2 O BeO + NaOH K 2 O + BeO ZnO + SO 3

Допишите уравнения реакций: Al(OH) 3 + HCl Zn(OH) 2 + NaOH Al(OH) 3 Оксид и вода Разлагаются при нагревании Щёлочь Кислота Амфотерные гидроксиды + + Соль и вода

Аминокислоты 1.Аминокислоты, являясь амфотерными соединениями, могут проявлять как основные, так и кислотные свойства, вступая в соответствующие реакции: NH 2 R1R1 О OH Основные свойства Кислотные свойства C

Допишите уравнения реакций: NH 2 – CH 2 – COOH + Mg NH 2 – CH 2 – COOH + CaO NH 2 – CH 2 – COOH + NaOH NH 2 – CH 2 – COOH + Na 2 CO 3 NH 2 – CH 2 – COOH + C 2 H 5 OH NH 2 – CH 2 – COOH + HCl Соль Кислоты Спирты Соли слабых кислот Щёлочь Основный оксид Металл аминокислоты Соль и Н 2 Соль и вода Новые соль и кислота + Сложный эфир и вода +

глицин(аминоуксусная кислота) хлорид глициния Реакции АК, как оснований - по группе NH 2 Взаимодействуют с кислотами

С галогенпроизводными алканов Реакции АК, как оснований - по группе NH 2

Реакции АК, как кислот - по группе СООН Взаимодействие с основаниями. аминоацетат натрия

Реакции АК, как кислот - по группе СООН Взаимодействуют с основными оксидами, так при нагревании проходит реакция между оксидом меди (II) и глутаминовой кислотой с образованием соли ярко синего цвета – глутамата меди С металлами

Реакция этерификации со спиртами NH 2 CH 2 COOH + C 2 H 5 OH NH 2 CH 2 COOC 2 H 5 + H 2 O H 2 SO 4 (к) этиловый эфир аминоуксусной кислоты

Карбоксильная и аминогруппа аминокислот реагируют друг с другом А) образование биполярного иона (или внутренней соли) RCHC OH O NH 2 RCHC O–O– O NH 3 + Б) образование пептидов (линейная дегидратация, поликонденсация) NH 2 CHC OH O R + HNHCHCOH O R NH 2 CHC O R NH CHCOH O R + H 2 O полипептидная (амидная связь)

Дипептид(димер) Капрон - полипептид (полиамид) Реакция поликонденсации

Получение аминокислот 1. Из карбоновых кислот, через галогенпроизводные P (красный) СН 3 СООН Сl 2 Сl СН 2 СООН НСl СlСН 2 СООН 2NН 3 NН 2 СН 2 СООН NН 4 Сl 2. Гидролиз белков. Белок – полимер под действием воды распадается на мономеры - аминокислоты

Домашнее задание: п.22, 3-5

Желаю вам успеха в учении Благодарю за внимание!