Русскошойская средняя общеобразовательная школа 2004 год
Психолого- педагогический педагогический семинар семинар
« Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия между основными субъектами образовательного процесса: Ученик – Педагог – Родитель»
Над совместным проектом работали: Суворов Николай Никодимович – учитель физики и информатики Малинина Маргарита Эриковна – психолог школы
Предназначение: 1.Познакомить педагогов с техниками конструктивного разговора с родителями трудного ребенка (техники «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие»). 2.Познакомить педагогов с психологическими эффектами в практической деятельности. Через групповые дискуссионные формы работы простроить обмен опытом между педагогами, с целью использования учителем психологических эффектов – осмысленно, целенаправленно, с большей эффективностью.
Режим работы: 1.Установка на работу (Вступление. Анализ работы психолога с педагогами в тренинговом режиме). – 5 мин. 2.Работа в группах. Тема: «Этапы ведения педагогом беседы с родителем трудного ребенка». – 10 мин. 3.Выступление представителей от группы. – 10 мин. 4.Доклад на тему: «Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с родителем трудного ребенка. Психологические эффекты в практике педагогов». – 15 мин. 5.Работа в группах. Тема: «Анализ психологических эффектов, относящихся к определенной группе (по выбору педагога). Обсуждение эффективности использования данных психологических эффектов. Обмен опытом: примеры из собственной педагогической практики». – 25 мин. 6.Выступление представителей от групп. – 20 мин. 7.Рефлексия работы. – 5 мин.
Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с родителями трудного ребенка
Техника «Нейтрализация» Направлена на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности. На первой фазе общения с родителем вы реализуете действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» - пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Продолжительность 10 – 15 минут. Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть. Он успокоится в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с учителем.
Техника «Равенство» Организовать равноправное взаимодействие с родителем. Необходимо убедить родителя в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребенка. Чтобы избежать противостояния с родителями, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика, более того, стараться найти в них опору при выстраивании совместных воспитательных действий. Объединение усилий педагога и членов семьи школьника возможно только при взаимном и равно- уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству, является подчеркивание его значимости в этом процессе. Покажите родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.
Техника «Взаимодействие» Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Успешность беседы зависит не от того, смог ли учитель доказать свою правоту, а от ого сумел ли он привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка, показал ли образец высокой культуры общения, улучшились ли его взаимоотношения с родителями. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваш психолого- педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения их ребенка: в силу каких объективных и субъективных причин он плохо учится и нарушает дисциплину, и какие воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение. Выразите уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и школы, существующая воспитательная проблема успешно будет решена.
Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика прошла успешно, если: Во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. В-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.
Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с родителем трудного ребенка. Техника «Нейтрализация» Техника «Равенство» Техника «Взаимодействие»
Психологические эффекты в практике педагогов
Группы психолого-педагогических эффектов 1) позволяющие благотворно влиять на процесс воспитания личности; 2) дающие ученикам возможность легче и прочнее усваивать изучаемый материал; используемые учителем в качестве методических приемов обучения; 3) позволяющие разоблачать обман; 4) способствующие личностному и профессиональному росту педагога;
Подведем итоги: Педагог оказывает на обучающихся или воспитанников психологическое влияние, они получают определенное впечатление, что ведет к возникновению и проявлению того или иного психолого- педагогического эффекта, способствующего необходимому решению педагогической задачи.
Влияние + Впечатление = Эффект где влияние – деятельность педагога; впечатление – психическое состояние обучающихся. Эффект, по существу, является психолого-педагогическим эффектом, так как происходит выполнение педагогического замысла.