Состав слова урок русского языка 3 класс Полякова Лариса Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ 1 с. Илчек Илчекского района Оренбургской области.
Чистописание Ник ум и умники
Какая часть слова самая главная? Почему учёные использовали именно это слово для названия части слова?
Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит власть Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. Не затем руки, чтобы зря болтались. Человчек рождён для того, чтобы трудиться. Труженику всё нипочём. В труде рождаются герои.
Играть игра игрушка игривый игровая игральный
Что такое корень? Корень слова – общая часть родственных слов. Выделяется при сопоставлении однокоренных слов (например, ходить, выходить, приходить, заходить, ходовой и др.).
В сенокос горька, а в мороз сладка, Что за ягодка? рябина ___________________________________________________ _______________________________________________
Я капелька лета На тоненькой ножке, Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто любит меня, Тот и рад поклониться. А имя дала мне Родная землица. земляника ____________________________
В каком жанре устного народного творчества написан этот тчекст? На г…ре г…гочут гуси, Под г…рой огонь горит. _______________________ ____________________
ПРИСТАВКА Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и придумайте новые слова при помощи приставок от слова шёл
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл. Выделите в этих словах приставки. Изменились ли значения слов? Почему?
Что такое приставка? Выпишите слова с приставками. Выделите приставки. Сбить, отчизна, потолок, попросить, отрезать. Припишите, как можно больше приставок к слову ехать. _______________________________ __________________________
СУФФИКС Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и придумайте новые слова при помощи суффиксов от слова рыба
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Рыба, рыбка, рыбонька, рыбина, рыбак, рыбачка, рыбный, рыбачий, рыбацкий, рыбачить. Выделите в этих словах суффиксы. Изменились ли значения слов? Почему?
-н-, -ов-, -чек-, -ин-, еньк-, -очки-, -ышк-. клён зверь сокол красный ваза осень солнце
Окончание Запишите пословицу, меняя окончания. Назовите часть слов, которые вы изменили. Объясните смысл пословицы. В гости хорошо, а дом лучше.
Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт. Спишите стихотворение. Выделенные слова разберите по составу. Определите способ образования слов
Мать, отец и скворушка – Чёрненькие пёрышки. Кормит матушка скворчат. Целый день птенцы кричат: - Мы хотим добавку, Муху и козявку! Спишите стихотворение. Обозначьте состав выделенных слов. Выпишите выделенные слова в две группы, отличающиеся по составу основы Обозначьте схемы слов каждой группы
ПРОВЕРЬ СЕБЯ мать кормит день кричат скворушка пёрышки матушка скворчат
Итог урока Зачем нужно уметь находить части слова? Что нового узнали на уроке? Над чем ещё нужно поработать? Какой момент урока больше всего понравился и чем?
Домашнее задание Упражнение 152
Урок окончен. До скорых встреч, друзья!