Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования
ФГОС - 3 Изменение целей Изменение организации Изменение содержания Изменение условий Особенности регионального рынка труда Особенности региональной системы ПО
Мероприятия по переходу к ФГОС нового поколения Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание базы программ профессиональных модулей и учебных дисциплин Подготовка кадров к разработке и реализации программ на основе ФГОС нового поколения материально- техническое кадровое финансовое информационно- методическое организационное Обеспечение
АЛГОРИТМ 1 СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МАСТЕРОВ ПО, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (участников разработки и реализации ОПОП или, как минимум, экспертов) 2. ПОДГОТОВКА РАЗРАБОТЧИКОВ, РАЗРАБОТКА, ЭКСПЕРТИЗА, УТВЕРЖДЕНИЕ ОПОП ОУ ПО ПРОФЕССИИ /СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ИЛИ ПРОГРАММЫ ДПО, ЛОКАЛЬНЫХ НПА, ДОГОВОРОВ СОЦИАЛЬНОГО И/ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И Т.П. 3. ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ ПЛАНОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МОДУЛЯМ 4. ФОРМИРОВАНИЕ ПАКЕТА КОС (КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ), ПРОЦЕДУР АТТЕСТАЦИИ 5. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6. АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (в перспективе + сертификация)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТА КОС КЕЙС ПРОВЕРОЧНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ (для экзаменов квалификационных по ПМ) КЕЙС МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ по МДК, дисциплинам АКТ(Ы) СОГЛАСОВАНИЯ С ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) РАБОТОДАТЕЛЕЙ (в перспективе с сертификационной комиссией)
РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС
Абитуриент Специалист СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ ключ. комп.
ПРИМЕРЫ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.1. Проводить производственное исследование алмазного сырья, предназначенного к обработке ПК 2.4. Проводить распиливание алмазов на лазерном оборудовании ПК 3.1. Организовывать деятельность трудового коллектива участка по выполнению производственных заданий
ВАРИАТИВНОСТЬ ОПОП НПО: Сочетание профессий, разряд СПО: Осваиваемая профессия (одна или несколько, разряд) ? Введение дополнительного ВПД = ПМ (часов?) Потребности и возможности обучающегося Требования работодателя (рынка труда и его развития) ? Введение дополнительных дисциплин И/ИЛИ увеличение кол-ва часов на обязательные Углубленное (дополнительные ПК, У, З, уровень освоения) ИЛИ базовое освоение основных ВПД = ПМ (часов?) ? Соотношение фундаментальность – практико ориентированность Усиление обязательной части И/ИЛИ дополнение ОПОП: I II III
Профессиональная деятельность III поколение ОПД: А, В, С, D… ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование (СПО) ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn
Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита дипломной работы по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества
Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Освоены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
СЕРТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Студент может быть сертифицирован по каждому профессиональному модулю (добровольность+развитие системы сертификации + востребованность сертификата на рынке труда и доверие к нему работодателей)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВОРЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВОУСЛОВИЙ КАЧЕСТВОПРОЦЕССА Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ, СТАНДАРТОВ И НОРМ В ОБРАЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ