Установочное занятие
Мировоззренческая основа классицизма Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы рационалистической философии, ставящей выше всего разум (ratio). Самое известное высказывание Декарта («Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, я существую») надо понимать так, что сознающее себя мышление есть главное доказательство истинного бытия человека.
Мировоззренческая основа классицизма Английский философ- эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) был уверен, что сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa – чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.
Политическая основа классицизма В XVII веке во Франции утвердилась абсолютная монархия – такая политическая система, при которой устанавливалась четкая иерархия ценностей. Главной ценностью было государство, воплощением которого был король (Людовик XIV, король- солнце, так и заявил: «Государство – это я»). Человек ценился в зависимости от того, какую пользу он приносит государству и лично королю. Появилось сознание долга перед государством и отечеством.
Король Вельможи Дворяне Священники Торговцы Ремесленники и крестьяне
Литературная основа классицизма Идеи классицизма возникают как продолжение и в то же время во многом отрицание идей Возрождения: 1. Формальное и содержательное подражание древним. 2. Ориентация на «Поэтику» Аристотеля (IV век до н.э.) как на обязательную норму. 3. Рациональный подход к искусству. Эти идеи появляются в Италии еще в XVI веке, но окончательно утверждаются во Франции в XVII.
Французские классицисты Пьер Корнель (1606 – 1684) – один из создателей театра классицизма. Самое известное произведение Корнеля – трагедия «Сид» – несмотря на нарушение некоторых правил классицистической поэтики, основано на важнейшем для классицизма конфликте долга и страсти.
Французские классицисты Жан Расин (1639 – 1699) – драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Основной темой трагедий Расина «Андромаха», «Береника», «Федра» и других становятся слепые человеческие страсти, неминуемо ведущие героев к гибели.
Французские классицисты Жан Батист Поклен (1622 – 1673), взявший себе псевдоним Мольер, – создатель классицистической комедии, по профессии – актер и директор театра. Хотя творчество Мольера значительно переросло рамки эпохи классицизма, но его комедии («Тартюф, или обманщик», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и другие) могут быть образцами жанров как фарсовой, так и высокой комедии.
Французские классицисты Никола Буало-Депрео (1636 – 1711) – поэт, критик и теоретик классицизма. В трактате в стихах «Поэтическое искусство» Буало сформулировал главные требования классицизма: выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство; как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.
Французские классицисты Франсуа Ларошфуко (1613 – 1680) родился в семье вельможи и в середине XVII века, когда становящаяся абсолютистская монархия подминала под себя непокорную аристократию, оказался в самой гуще политической борьбы. В 1662 г. он опубликовал «Мемуары», а в 1665 г. - «Максимы». Неизменный успех «Максим» объясняется афористической четкостью мышления автора, рассматривающего человека с классицистической точки зрения «здравого рассудка».
Французские классицисты Жан Лабрюйер (1645 – 1696) – писатель-моралист. Подражая ученику Аристотеля Теофрасту, создал книгу «Характеры, или нравы нынешнего века». Лабрюйер выказывал острое осознание несправедливости такого общественного порядка, когда сиятельный двор и разбогатевшие буржуа не желают замечать народных бедствий, погрязая в роскоши и довольстве. Мысли и наблюдения классициста Лабрюйера открывали дорогу идеологии Просвещения.
Французские классицисты Жан Лафонтен (1621 – 1695) – знаменитый баснописец. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь у Эзопа и Федра). Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная, а практическая; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми.
Иерархия жанров в литературе классицизма Высокий стильСредний стильНизкий стиль Героическая поэма, трагедия, ода. Высокая комедия, элегия, любовное или дружеское послание, изящная проза. Фарс, басня, сатира, эпиграмма. К четкой иерархии жанров добавлялись еще некоторые требования: 1. Ясный слог, отсутствие вычурных темных метафор. 2. Композиционная четкость; произведения, даже лирические стихотворения строятся по определенному плану. 3. Назидательный пафос, близость поэзии и риторики.
Классицизм в драматургии Единство местаЕдинство времени Единство действия Действие происходит в одном доме, одной комнате; экономия в оформлении и сохранение правдоподобия. Действие происходит в течение суток, лучше – от рассвета до заката. Принцип правдоподобия. В пьесе должна быть одна интрига, ничто не должно мешать развитию основного действия, все события так или иначе должны иметь отношение к главной интриге. Драматургам, как и другим писателям, предъявлялись обязательные нормы: 1.Правило трех единств. 2.Неизменность характеров героев, выделение в героях преимущественно одной ведущей черты, на выявление которой играет все действие. 3.Выделение в качестве главного - конфликта долга и страсти.
Из истории русского классицизма М.В.Ломоносов (1711 – 1765), адаптируя идеи Н.Буало к русским реалиям – задаче создания русского литературного языка, также сформулировал теорию «трех штилей», рекомендуя в высоком стиле употреблять преимущественно старославянские слова, в среднем – русские и небольшое количество старославянских, а в низком – исключительно русские слова. В результате старославянские слова становятся всего лишь лексическим средством, знаком высокого стиля.