Урок-повторение по теме «Лексика». Автор: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Цель: Повторить и обобщить знания по теме «Лексика».
Задачи: 1. Уметь находить в предложениях омонимы, антонимы, синонимы. 2. Научиться отличать антонимы и синонимы во фразеологических оборотах. 3. Получить представление о поэтических оборотах речи (метафора, олицетворение) Задачи: 1. Уметь находить в предложениях омонимы, антонимы, синонимы. 2. Научиться отличать антонимы и синонимы во фразеологических оборотах. 3. Получить представление о поэтических оборотах речи (метафора, олицетворение)
Вопросы для повторения: 1. Что изучает раздел «Лексика»? 2. Какие слова называются омонимами, синонимами, антонимами? 3. С какой целью используются слова в переносном значении в художественных произведениях?
Найдите омонимы в стихотворениях Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.
Сказочные перевёртыши Кот в сапогах Пёс босиком - Девочка-каланча - Мальчик–с-пальчик Большой паж – Маленький принц Знайка под Землёй- Незнайка на Луне Песочная служанка- Снежная королева Укутанная королева- Голый король Белый петух – Черная курица Быль о железной курочке – Сказка о золотом петушке Железный замочек - Золотой ключик Собачья развалюха – Кошкин дом Падающий деревянный генерал – Стойкий оловянный солдатик Петушок бесцветный – Курочка ряба Квадрат – Колобок Марья – генеральская дочь – Иван - крестьянский сын Тётя Фёкла из Молока – Дядя Фёдор из Простоквашина Иван Безобразный или Василий Бестолковый- Марья-краса или Василиса Премудрая
Угадайте героев … худощав и высокого роста; …-немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у … похожа на редьку хвостом вниз; голова … - на редьку хвостом вверх. У … большие выразительные глаза табачного цвета. У … глаза маленькие, желтоватые.
Нет худа без добра; ум за разум заходит; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; переливать из пустого в порожнее; вокруг да около; ни конца ни краю; и стар и млад; ни сыт ни голоден. Укажите вначале фразеологизмы с антонимами, затем – с синонимами
Найдите лишнее слово: красный, б…грязный, фи…ледовый, алый, огненный. Как он смел! Как он смел? Какой частью речи являются выделенные слова? Замените их синонимами. Подберите синонимы к данным словам: идти, говорить, работать, стучать, кушать.
Прочитайте стихотворение и найдите слова в переносном значении Ночевала туч…ка золотая На груди утёса-в…ликана; Утром в путь она умчалась рано, По л…зари весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Отгадайте слово На бахче у нас растёт, Как разрежешь – сок течёт. Свеж и сладок он на вкус, называется… Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую. Обжигают с давних пор, Называюсь я … Эту зелень ты не тронь: Жжётся больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется… Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека. Специальный… арбуз фарфор крапива каталог
Замените синонимами устаревшие слова: очи – чело – ланиты – уста - перст – Допишите фразеологизмы, объясните их значения: Задирать … Морочить…Клевать…Вешать…Навострить… глаза лоб щёки губы палец нос голову носом нос уши
Найдите антонимы в пословицах и поговорках Ученье – свет, неученье – тьма. Готовь сани летом, а телегу зимой. Меньше говори, да больше делай. На чёрной земле белый хлеб родится. Лето припасает, зима поедает.
Составьте противоположные по смыслу пары Ни зги не видно Заваривать кашу По чайной ложке Коломенская верста Чуть свет Повесить нос На чужой шее сидеть Душу в душу Сидеть сложа руки Жить своим горбом Воспрянуть духом На ночь глядя От горшка два вершка Как кошка с собакой Хоть иголки собирай Единым духом Расхлёбывать кашу Не покладая рук