Великий русский ученый-энциклопедист, один из основателей современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся художник- мозаист, почетный член петербургской Академии художеств (с1763 г.).
С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном В. Г. Белинский Важнейшей проблемой в эпоху Ломоносова было формирование русского национального языка, языка отечественной культуры, науки, литературы, государственного строительства. Без богатого языка с его четко очерченными внутренними законами нет и не может быть развитого искусства, просвещения, науки. М. В. Ломоносов выступает и как исследователь законов русского языка, и как страстный его защитник и реформатор, и как популяризатор, своими литературными произведениями и историческими сочинениями убедительно доказавший, на что способен русский язык. Ломоносов придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка. Титульный лист "Российской грамматики" Ломоносова Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. М.В. Ломоносов
Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации Прославление Ломоносовым Петра I как идеального монарха и национального героя за укрепление могущества русского государства военными победами, развитием науки и культуры Ориентация на традиции античного искусства, подражание ему Ломоносов часто использует в одах античные образы, мифологические имена и сюжеты: В полях кровавый Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг. Рационализм – философская основа классицизма. Конфликт между чувством и долгом решается в пользу долга Ломоносов предпочитает изображать героев и их подвиги, а не личные, интимные чувства («Разговор с Анакреоном»): Хоть нежности сердечной в любви я не лишен, Героев славой вечной я боле восхищен Прославление в высоких жанрах благородных деяний людей, которые ставят свой долг перед государством выше личного благополучия Ломоносов призывает Елизавету заботиться о благе отечества, покровительствовать наукам и просвещению В основе произведений высоких жанров– выдающиеся события Темы од Ломоносова – тема России, войны и мира, деяний выдающихся людей, в том числе Петра I, просвещенного монарха Интерес к настоящему и прошлому родной страны (своеобразие русского классицизма) Ломоносов говорит в одах о современном состоянии России Торжественный, величавый язык од В одах Ломоносова употребляется много старославянских слов, усеченных форм прилагательных и т.д.
«Ода на взятие Хотина» важный рубеж в истории русской литературы. Она не только по содержанию, но и по форме принадлежит новой поэзии XVIII в. Ода написана в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии.
Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II.
Духовными одами в XVIIIв. назывались стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта. В сравнении с похвальными, духовные оды Ломоносова отличаются краткостью и простотой изложения. «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». А. С. Пушкин
Ломоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Ода как жанр в творчестве Ломоносова представляет собой сложное по композиции поэтически- ораторское сооружение, все элементы которого служат единой цели - с наибольшей силой убедительности разъяснить слушателю мысли автора, призвать его к новым трудам на благо отечества.