Политическая наука в XX веке: основные достижения. Выполнила: студентка 1 ТДК РГТЭУ Майорова Анастасия.
В XX веке политическая мысль представлена множеством разнообразных концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и многие другие. Одним из направлений политической мысли в XX веке явилась геополитика политическая доктрина, стремящаяся путем определенного истолкования географических факторов описать государство как особый организм, стремящийся к расширению пространства своего существования и деятельности.
Юхан Рудо́льф Че́лен (швед. Johan Rudolf Kjellén; ) шведский социолог и политолог, автор термина «Геополитика». На научную деятельность Челена огромное влияние оказали работы немецкого теоретика и пионера «политической географии» Фридриха Ратцеля. Челен, наряду с Ратцелем, фон Гумбольдтом и Риттером являются признанными отцами немецкой классической школы геополитики. Взгляды Челена изложены им в работах Введение в географию Швеции (1900) и Государство как форма жизни (1916), где впервые упоминается понятие геополитики. С точки зрения Челена, существует три основных фактора, влияющих на положение государства с точки зрения геополитики: расширение, территориальная монолитность, свобода передвижения.
В Германии обоснованием геополитики занимался один из основоположников антропогеографии и политической географии Фридрих Ратцель ( ). Он утвердил, что государство нуждается в пространственном росте, а «растущий народ нуждается в новых землях для увеличения своей численности». Высшее призвание народа, по его мнению, состоит в том, чтобы улучшить свое географическое положение (см.: Философская энциклопедия. Т. 4 М., С. 469).
Альфред Тайер Мэхэн В США геополитику обосновывал историк А. Мэхэн ( ). Он утверждал о непосредственной связи между географическим положением государства, его морским могуществом и «характером народа». Основные положения его теории содержатся в серии «морской мощи», в особенности в первом и самом важном труде «Влияние морской мощи на историю »[1], изданном в 1890 г. Структура всех книг серии одинакова: вначале постулируются некие принципы, в последующих главах рассматривается подтверждающий их исторический материал. Отталкиваясь от успехов Англии в эпоху паруса, Мэхэн проанализировал причины, приведшие Англию к победе, и объявил их необходимыми и достаточными.
В последующем геополитические идеи получили развитие в работах ряда других авторов. В Англии геополитические идеи обосновывал географ X. Маккиндер ( ). Согласно его концепции, определяющим фактором судьбы народов и государств является их географическое положение. Сэр Хэлфорд Джон Маккиндер
Глава геополитической школы германского фашизма К. Хаусхофер ( ) «придал геополитике тот вид, в каком она стала частью-официальной доктрины третьего «рейха» (Философская энциклопедия. Т. 5. М., С. 433). Опираясь на эту доктрину главари германского фашизма встали па путь агрессии с целью уничтожения соседних стран и создания «жизненного пространства германской нации». Карл Ха́усхофер
Японским вариантом геополитики явилась доктрина «сферы взаимного процветания», которая предусматривала захват всей Лани. Основные концепции американской геополитики были изложены во время второй мировой войны социологом, историком, географом II. Спикмэном { ) в книгах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мирового устройства». Николас Джон Спикмэн (англ. Nicholas John Spykman, ) американский геополитик голландского происхождения. Отец концепции «сдерживания» и основатель подхода классического реализма в американской теории международных отношений. Автор двух известных работ: «Американская стратегия в мировой политике» (1942) и «География мира» (1944). Основой его теории являлась идея «Римленда» как ключевой территории в мировой политике.
В первой половине XX века широкое распространение получило политическое учение солидаризм, проповедующее солидарность всех членов общества. Одним из основоположников солидаризма явился французский социолог и теоретик права Л. Дюги ( ). Он считал, что связи, которые объединяют людей в обществе, являются узами солидарности. Факт солидарности, считал он, осознается людьми. Каждый класс, социальный слой в обществе, по ею мнению, занимает свое место и выполняет свою роль в обеспечении солидарности в обществе, развитие их сотрудничества приведет к устранению негативных сторон капиталистической действительности. Органом, выявляющим и развивающим солидарность, по Дюги, является государство. Леон Дюги
Термин «элита» в политическую пауку ввел Парето. В своем «Трактате об общей социологии» он показал, что политическая жизнь представляет собой борьбу и смену элит. В обществе, по его мнению, всегда правит элита. Возникновение элит, полагал он, обусловливается психологическими свойствами людей. В политическом процессе, по Парето, выделяются два типа элит: элита «львов» и элита «лис». Господство элиты «львов» обеспечивает значительные преобразования в общественной жизни. Однако, по мере того как сходят с политической арены первые поколения этой элиты, она «размывается» путем пополнения представителями неправящего класса. Наступает момент когда элита «львов» уступает политическое господство элите «лис». Эта элита, считал Парето, боится решительных мер, она властвует с помощью лавирования, обмана и т. д. Все элиты, по Парето, на определенном этапе вырождаются, утрачивают способность управлять государством. На смену старых элит приходят новые. Смена элит совершается путем переворотов, насилия.
Г. Моска также считал, что во всех более или менее цивилизованных обществах возникают два класса «правящий» и «управляемый». Правящий класс (элита) монополизирует политическую власть, живет за счет управляемого класса. По его мнению, в «современном представительном государстве» политическая власть также сосредоточена в руках «организованного меньшинства». Это господствующее меньшинство представляет собой «новый правящий класс», этот класс не имеет юридического оформления. Свое господство он осуществляет за счет соединения в себе промышленного богатства с технической и научной, культурой. Гаэтано Моска
Идеи Парето и Моски оказали значительное влияние на Р. Михельса. В основной своей работе «Социология политической партии в условиях современной демократии» он выдвинул «железный закон олигархических тенденций» в буржуазной демократии. Суть этого закона, по его мнению, состоит в том, что деятельность демократии строго ограничивается необходимостью существования организации, опирающейся на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически невозможно» и приведет к гибели демократии. Роберт Михельс
Возникновение технократического направления в политической мысли многие исследователи связывают с именем американского ученого Т. Веблена ( ), который в 20-х годах в книге «Инженеры и система цеп» предлагал передать политическую власть техническим специалистам. Торстейн Бунде Веблен
В 4050-х годах завершающегося столетия появились концепции, в которых речь уже шла не о необходимости передачи власти «техникам», а о превращении технократии в политическую реальность индустриально развитых стран. Авторы этих концепций утверждали, что технократы заняли командные посты не только на предприятиях и в их объединениях, но и сосредоточили в своих руках политическую власть. В 6070-е годы технократические идеи получили отражение в концепциях американских социологов Г. Саймона («научно управляемое общество»). Д. Белла («постиндустриальное общество»), 3. Бжезинского («технотронное общество») и других.
Вместе с указанными политическими концепциями в XX веке довольно широкое распространение получили теория «государства всеобщего благоденствия», концепция «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма» и т. д. По мнению авторов теории «государства всеобщего благоденствия», утверждение смешанной экономики, регулирование государством экономической жизни, развитие социальных услуг и т. д. привели к утверждению в странах Запада «государства всеобщего благоденствия», то есть такого государства, которое является инструментом заботы о «всеобщем благе». Теории «политического плюрализма» утверждают, что в демократическим обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой являются результатом взаимодействия различных социальных групп.