Политическая мысль эпохи просвещения
«Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа – это политика, или королевская мудрость. И из всех наук она наиболее пристойна королям и их советникам». Юрий Крижанич, политический мыслитель 17 века.
Представители : Джон Локк Шарль Луи де Монтескьё Вольтер Жан-Жак Руссо Александр Николаевич Радищев
Джон Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. Считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной. Шарль Луи де Монтескьё в своем основном труде «О духе законов» сделал попытку объяснить происхождение государства, раскрыть природу законов общественного развития и на этой основе выдвинуть проект общественных реформ.
Вольтер считал, что общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера) Жан-Жак Руссо повлиял на возникновение таких новых демократических институтов, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
Александр Николаевич Радищев подверг резкой критике существовавшие в России общественные отношения, выступил с призывом полной отмены крепостного права, ликвидации самодержавия путем народной революции.
Характерные черты политической мысли эпохи просвещения Формирование либеральной политической идеологии. Характеристика правового государства и формирование концепции прав человека и гражданина. Обоснование необходимости разделения властей Анализ ценности и механизма функционирования буржуазной демократии.
Развитие просветительского движения в разных странах Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.
Английское Просвещение Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.
Французское Просвещение Отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность, отстаивающие атеистические воззрения. Именно Франция способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
Американское просвещение Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость, завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн, Т.Джефферсон и Б.Франклин. Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.
Немецкое Просвещение На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли.