ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПОЛИТОЛОГИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ. ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Николай Бердяев
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – КОМПЛЕКС ПРИНЦИПОВ И НОРМ, ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ВЫСТУПАЮТ В ФОРМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ. Политические институты По форме Государственные: парламент, правительство, суд Негосударственные: партии, общественные движения, организации По принципам деятельности Традиционные: основаны на жестких ритуалах, правилах и традициях Модернизированные: основаны на гибких нормах и правилах, слабо зависимых от моральных предписаний По характеру организации Формальные: регламентированы юридическими нормами Неформальные : регламентированы личными отношениями и моральными нормами личные связи, клиентелизм, коррупция, кланы и мафии, гражданское общество
ГОСУДАРСТВО – ЭТО УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО НЕОДНОРОДНОМ ОБЩЕСТВЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ ИЛИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ, ГДЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ ЗАКОННЫМ ПРАВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ. Государство как общественный договор граждан для защиты и гарантии прав и свобод человека Договорно - правовое государство Национальное государство Классовое государство Государство – орудие реализации интересов экономически господствующего класса Государство как универсальный механизм реализации «коллективного духа нации», реализации национальной идеи Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения социальных интересов.
ГОСУДАРСТВО СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ Признаки государства Наличие публичной власти Система налогов, податей и займов Территория Суверенитет Система права Монополия на легальное применение силы Структура государства по разделению власти Система законодательных представительных учреждений Исполнительно- распорядительные органы Судебные органы Внутренние Внешние Структура государства по выполняемым функциям
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СТОЯЩИХ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ Внешние Участие в решении глобальных проблем современности Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами Защита государственных интересов в международных отношениях Внутренние Экономическая Социальная Правовая Культурно- воспитательная Политическая Экологическая Организаторская Консолидация общества Социальный арбитраж
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – ЭТО СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, ОХВАТЫВАЮЩИЙ НАРЯДУ С ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ И ФОРМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Особенности Форма государства определяет: кто и как правит в обществе, как устроены в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории и связано с государством, с помощью каких методов и приемов осуществляется государственная власть От формы государства зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов Элементы формы государства Форма правления – порядок образования и организации органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением Форма государственного устройства – территориальная структура государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами Политический (государственный) режим – система методов, способов и средств осуществления государственной власти
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ – ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЕРХОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЕЕ ОРГАНОВ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ Формы государственного правления, различаемые в зависимости от положения главы государства Монархия – власть полностью или частично находится в руках единоличного главы государства Признаки Разновидности Власть передается по наследству Осуществляется бессрочно Не зависит от воли населения Абсолютная – единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Катар, Оман) Парламентская – носителем суверенитета наряду с монархом Выступают государственные органы, ограничивающие его власть. Монарх является главой государства и имеет право участвовать в деятельности законодательных органов власти (Великобритания, Швеция, Норвегия. Испания, Япония) Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко)
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ Формы государственного правления, различаемые в зависимости от положения главы государства Признаки Республика – глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа Выборность власти Срочность Зависимость от воли избирателей Президентские Парламентские Смешанные Разновидности
РАЗНОВИДНОСТИ РЕСПУБЛИК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КТО ФОРМИРУЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО, КОМУ ОНО ПОДОТЧЕТНО И ПОДКОНТРОЛЬНО Президентские (США, Аргентина, Венесуэла) Парламентские (Италия, ФРГ, Израиль) Смешанные (Австрия, Финляндия, Франция) Президент избирается коллегией выборщиков или всенародным голосованием и является главой государства и правительства Президент назначает правительство и руководит его деятельностью Президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа государственной власти Правительство формируется парламентом и отвечает перед ним Парламент имеет право выражения вотума недоверия деятельности правительства, министрам, главе правительства Главой государства с представительными функциями является президент, который избирается парламентом. Реальной главой государства является глава правительства Двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом Президент и парламент избираются непосредственно народом Главой государства является президент, который назначает главу правительства Парламент контролирует правительство путем утверждения бюджета страны, а также через право вотума недоверия правительству
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – ЭТО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕГО СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ, МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Унитарное государство ФедерацияКонфедерация Единые для всего государства верховные органы законодательной, исполнительной и судебной власти Действует одна конституция и единая система законодательства Составные части государства (области, районы) не обладают государственным суверенитетом Единые вооруженные силы Внешнюю политику осуществляют центральные органы власти Территория состоит из отдельных субъектов (штатов, республик, кантонов) Верховная власть в государстве принадлежит федеральным государственным органам Субъекты имеют право создания собственной системы законодательства и государственных органов власти Единое союзное гражданство Внешнюю политику осуществляют центральные органы власти Не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета Сохраняет гражданство государств, которые находятся в союзе Решает проблемы экономического и оборонного характера Участники союза могут договориться о единой денежной, таможенной системах, единой межгосударственной кредитной политике
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА ЭТАТИСТСКАЯ СОЗДАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ УСЛОЖНЕНИЕ ПРОЦЕДУР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЕЭТАТИСТКАЯ АКТИВИЗВЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЕГО КОНТРОЛЬ НАД ГОСУДАРСТВОМ РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРТИЙ И ГРУПП ИНТЕРЕСОВ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ УСИЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАЧАЛ