МОУ «СОШ п.Бурный» Творческое название проекта: «Секреты словообразования.» Авторы: Плотникова Н.Г., Буренко Н.В.- учителя русского языка и литературы Зубкова Е. (9кл.), Качулина М. (10кл.), Чорипов А.(11кл.) Тема проекта:
Основополагающий вопрос: О чем рассказывают морфемы ? Вопросы учебной темы (проблемные): Когда удваивается согласная? О чем расскажет суффикс? Как суффикс выразит чувства? Что такое словообразовательное гнездо? Как совершенствовать культуру общения?
Цели проекта Дидактические цели проекта: 1.Формирование умений увидеть проблему и наметить пути её решения. 2.Развитие языковой компетенции учащихся через решение следующих задач: обогащение словарного запаса; овладение нормами языка. 3.Приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, навыков работы в группе. 4.Воспитание интереса к культуре родного языка. Методические задачи: научить использованию языковых средств, освоить приемы работы со словом, уметь строить словообразовательные гнезда, совершенствовать культуру общения.
Роль ученика в проектной деятельности проект Исследование проблемы Подбор информации Выпуск стенгазеты Работа со справочным материалом Работа с текстом Составление словаря
Этапы и сроки проведения проекта Проект рассчитан на 6 часов, в том числе: 2 часа работы в классе 4 часа самостоятельной подготовки.
Проблемы(темы) самостоятельного исследования Когда удваивается согласная? О чем расскажет суффикс? Как суффикс выразит чувства? Что такое словообразовательное гнездо? Как совершенствовать культуру общения?
От укуса – куксятся, от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вины – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Все было бы так просто. Если бы сдобу – и добрели Л.Кэрролл
I Этап Знакомьтесь: суффикс. цен-ник цен-н-ый цен-н-о Цена – цен-н-ость бес-цен-н-ый ценить-ся цени-тель о-цен-ка Что вы больше всего цените в людях? Когда говорят бесценный человек, бесценный подарок? Одинаково ли значение слова бесценный в этих сочетаниях?
II Этап Знакомьтесь: приставка У слова бесстрашный есть синонимы, образованные одинаковым способом бес – страшный без – боязн-енн-ый бес – трепет-н-ый Звенеть за – звенеть от – звенеть по – звенеть про – звенеть Как вы понимаете выражение звенит капель?
III Этап Родственные слова мор-юшк-о Море мор-як мор-ск-ой вз-морь-е за-мор-ск-ий при-мор-ск-ий моряч-ок моряч-к-а моряц-к-ий по-морск-ому У слова заморский есть синонимы, образованные одинаковым с ним способом: за-гранич-н-ый за-рубеж-н-ый Одинаково ли сочетаются с ними слова: газета, чудеса, поездка, паспорт, гости, страны, печать, товары?
IV Этап Словообразовательное гнездо Задание Гнездо слова свет включает много слов. Назовите их, найдите место каждого на ветвях.
Вывод: Данный проект помогает понять, как строятся слова, как родились названия тех или иных предметов, профессий, действий, признаков, почему так, а не иначе пишется слово. Работа сопровождается вопросами, заданиями, связанными с пониманием структуры, значения, правописания и употребления слов.
Библиография: 1. О.Б. Сиротинина «Словообразовательный словарь», Саратов, изд. «Слово», 1997г. 2. А.Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь», Москва, 2000г 3. Л.И. Рахманова «Трудности русского языка» М. 1999г.