«ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА КАК ВИД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
«Реферат как проект» Объединяющие признаки: - во-первых, реферирование, как и проект, является процессом; - во-вторых, этот процесс целенаправлен и гипотетически предполагает какой-то будущий образ-результат, модель; - в-третьих, достижение этого результата осуществляется по специальному плану, алгоритму действий; - в-четвертых, реферат, как и проект, имеет завершенность и является конечным продуктом исследовательской деятельности.
«Классифицирующие характеристики реферата» 1) по доминирующему виду деятельности как информационный проект; 2) по предметно-содержательной области как межпредметный, краткосрочный, смешанный проект.
«Этапы обучения навыкам реферативной работы» I. Начальная школа – формирование поисково-познавательного интереса. II. Вторая ступень – практическая подготовительная работа. III. Самостоятельная работа по написанию реферата по выбранной теме.
Образовательная цель проектной деятельности учащихся «Подготовка реферата» - обучение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою информационно- исследовательскую деятельность, в основе которой лежит работа с учебно-научным текстом, материалами средств массовой информации, архивов, с людьми. Задачи: Дать учащимся обязательный минимум содержания основных образовательных стандартов. Ознакомить учащихся с различными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, аналитическим). Научить находить и различать источники информации.
Прагматическая цель проектной деятельности «Написание реферата» выдвигается конкретный ориентир – научить учащихся старших классов писать реферативную работу и грамотно её оформлять, использовать навык реферативной работы на уроках, экзаменах, в творческих конкурсах, в дальнейшем при написании курсовых и дипломных работ.
Быть готовым к самостоятельному к проектной деятельности «Подготовка реферата» это значит: Знать что такое реферат. Отличать реферативную работу от другого жанра. Знать виды реферативной работы. Языковые и стилистические особенности реферата. Уметь применять стандартные обороты для реферирования. Пользоваться литературой и другими источниками информации. Уметь различать научную литературу от художественной. Уметь систематизировать материал и отбирать самое главное. Составлять план. Писать реферат согласно плану.
ХОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА» 1 этап- мотивирующий, информационный семинар. 2 этап- обсуждение проблемы, постановка задач, где актуально применить готовый результат (реферат). З этап- практикум « Речевое клише и стилистика реферата» 4 этап- самостоятельная работа начинается с планом, подбором литературы, ее систематизацией 4.1. Обучение в 8-9 кл. просмотровому чтению 4.2. Вычленение в каждом источнике нового и фиксация его Составление плана Группировка отобранного материала согласно пунктам плана Определение композиции реферата 4.6. Исследования учащихся, анализ. 5 этап- Рецензирование реферата руководителем 6 этап- Публичное представление реферата.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова. Назначение поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова. Живая Русь в творчестве Н.В.Гоголя и Н.А Некрасова. Образ « маленького человека» в творчестве русских писателей (поэтов) (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,Ф.М.Достоевского) Тема Родины в творчестве поэтов 18 века. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях русских классиков 19 века. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики Х1Х века. Тема подвига и самопожертвования в произведениях отечественной литературы. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики Х1Х века. Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики Х1Х века. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы. Мотив поиска истины в произведениях современной литературы. Судьба человека в контексте эпохи. Тема поэта и Родины в поэзии М.И.Цветаевой.
ВИДЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ РЕФЕРАТОВ. По полноте изложения По количеству реферируемых документов По читательскому назначению По характеру изложения материалов Информативн ые (реферат- конспект) Индикативные (реферат- резюме) Монографически е Обзорные Общие Специализир ованные Продуктивные Репродуктивны е
ЯЗЫКОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЕРАТА. Логичность, объективность изложения. Термины. Отвлеченные существительные, неопределенно-личные предложения. Причастные и деепричастные обороты, однородные члены предложения. Слова обозначающего характера и клишированные обороты, отсутствующие в тексте первоисточника.
СТАНДАРТНЫЕ ОБОРОТЫ ДЛЯ РЕФЕРИРОВАНИЯ. Работа (книга, статья) состоит из предисловия (введения), (двух, трех..) глав (разделов) и заключения. В работе анализируется( исследуется, освещается) проблема.. Дается( излагается, обосновывается, описывается, подвергается критике) теория… Особое внимание уделяется (чему?).. Важное значение имеет… Поднимается вопрос (о чем?)… Подчеркивается значение… Отмечается необходимость.. В заключение авторы пишут… развивают идею… Завершая работу, автор приходит к выводу, что… Выписки- дословная или документальная точная запись.( Цитата). Цитату можно ввести в контекст различными способами: Автор подчеркивает: «…» Автор делает следующее замечание: «…» Автор указывает: «…» «….,- отмечает автор,- …» «…,- подчеркивается в работе, -…» В заключение автор пишет: «…»
ЗАДАЧА АНАЛИЗА ЗАДАЧА АНАЛИЗА. Почему эти вопросы представляются наиболее интересными. Что говорит по этим вопросам автор. Что вы думаете по поводу суждений автора.