Народные игры кубанских казаков Учитель истории МБОУ СОШ 13 Гулькевичского района Очередько Наталья Геннадьевна
Цели урока: 1. узнать, в какие игры играли казачата в прошлом; 2. выяснить, что народные игры являются универсальным средством физического воспитания и формой усвоения; 3. социальных взаимоотношений в конкретной этнической среде; 4. научиться играть в разные виды народных казачьих игр; 5. формировать уважение к соперничеству и партнерству, развивать дух добрососедства.
План урока. Актуализация опорных знаний учащихся. Изучение нового материала. а) игры с игрушками ( с камушками) б) символические игры в)игры без игрушек, подвижные игры Домашнее задание. Закрепление и рефлексия.
Актуализация опорных знаний учащихся. Предлагаю вам соединить разорвавшиеся пословицы Всяк свистнет- на ладони пообедает. Казак из пригоршни напьется, держась за плуг. Степь да воля- казачья доля. Бог не без милости- да не по казацки. Где казак- что виноградная лоза без гроздей. Молись Богу о хлебе насущном, там и слава. Казак без песен- казак не без счастья. Хорош гриб белый, а казак смелый. Без хозяина двор плачет, отец родной. Атаман куренной а без хозяйки хата.
Детские игры и забавы в станицах Кубани можно разделить на три вида : а) игры с игрушками, б) игры без игрушек, в) символические игры.
Игры с игрушками (с камушками) Игра «Пять камушков»(учитель рассказывает и показывает): принимающие участие в этой игре конаются. Каждый запоминает порядок в котором следуют играющие. Игра ведется на ровной поверхности. Начинает игру верх: он кладет четыре камушка на землю, пятый подбрасывает вверх и в момент падения ловит его тыльной стороной ладони. Затем берет еще один камушек и уже два камушка подбрасывает и ловит тыльной стороной ладони ловит оба камушка и т.д. если первый играющий (верх) уронит камушек, то передает игру следующему, а сам ожидает второй очереди. Проигравшему щиплют руки. Вопрос : Чему способствовала эта игра?
Символические игры. Простейшие навыки единоборства, чувство дистанции, ловкость и быстроту реакции формировала игра «комар». Участники игры разбивались на тройки, располагаясь в шеренгу- на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре каждой тройки, находился нападающий – «комар, по бокам у него становились дети, которые должны были защищаться. «Комар» начинал жужжать, стараясь избежать прикосновения, уклоняясь и приседая. Защищающиеся игроки могли остановить «комара» лёгким толчком ладони в плечо или в торс. При этом запрещалось делать захваты за одежду. Если это удавалось, защищавшийся и нападавший менялись местами. В итоге побеждал тот, кто дольше других оставался «комаром» и сумел выполнить больше касаний соперников. Вопрос : Игра в «комара» отражала действия одного из родов войск кубанского казачества. Скажите, какого именно?
Игры без игрушек, подвижные игры Существовали игры, которые воспитывали морально- волевые качества, связанные со способностью переносить болевые ощущения. Устраивались, например, состязания в беге босиком на дальность по разложенным на земле растениям, имевшим колючки. Участвовали подростки и в конноспортивных играх. Игра «казаки» предусматривала основы конной подготовки: построение всадников в развернутый конный строй, повороты на лошади, скачку галопом, рысью и в карьер, преодоление препятствий (рва, забора).
Качества будущего казака, формированию которых способствовали народные игры навыки единоборства чувство дистанции ловкость воспитывали волю способность переносить болевые ощущения быстроту быстроту реакции
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось…
источник шаблона: учитель информатики Курбанова Ирина Борисовна, ГОУ СОШ 594, Санкт-Петербург, сайт: При оформлении презентации использованы графические клипарты: rast5. html rast5. html 7.html
Ресурсы /files/kazaziezabavi.pdf obshhina/ kopilka/47-razvlecheniya-prazdniki/222-kartoteka- igr Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей. Краснодар: «Традиция», 2011 г.