Урок литературы в 8 классе Анализ повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Портрет Тропинина, 1818.
Портрет Венецианова, 1828.
Тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.
Она была придумана Николаем Михайловичем Карамзиным и впервые применена им в 1797 году во втором альманахе стихов «Аониды». Это самая молодая гласная русского языка. До этого для обозначения ударного «о» после мягких согласных использовали диграф io, введённый в 1735 году.
Выдающийся литературный критик Белинский говорил: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.
Один из современников писателя так отзывался о популярности его прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»
Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»
Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.
В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты…»
« Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
«Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…
«…Ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
«… Вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Какое настроение создаёт описание пейзажа? Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет автор в этом пейзаже?
Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко
Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Художник Кипренский В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Как ведут себя Лиза и Эраст? Что настораживает в поведении Эраста?
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
Лиза рыдала Эраст плакал оставил её она упала стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся далее далее и, наконец, скрылся, воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти. Объясните постановку тире.
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? П очему повесть Карамзина так полюбилась читателю?