Материалы к уроку русского языка в 10 классе Введение Что такое текст? Какие виды информационной переработки текста вы знаете? Для чего необходимо уметь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила : ФИО, учитель МБОУ « какая ? СОШ какого ? района какой ? области »
Advertisements

Что такое текст ? Какие виды информационной переработки текста вы знаете ? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст ?
Материалы к уроку русского языка в формате подготовки к ЕГЭ.
Использование приемов компрессии при написании сжатого изложения Якупова Инзиля Гумаровна МОУ "СОШ 8"
Работа учащейся 11 А класса Алексеевой Натальи. Виды переработки текста тезисыконспектаннотациярефератСоставление плана выписки Логическая схема в виде.
Методы самостоятельной работы с литературой. Оформление письменных ученических работ разных жанров.
Тема: Компрессия текста Орындаған: Нұрбергенова Айгүл Био-15-1 Тексерген: Калабергенова.А.К.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему Цели: Цели: познакомить обучающихся с одним из видов сжатия (компрессии, свёртывания) текста.
Методы самостоятельной работы с книгой.
УЧИМСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ занятие в рамках работы элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов»
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова,
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
ПЕРЕД ГРОЗОЙ, В ГРОЗУ И О «ГРОЗЕ» Мастерская построения знаний и творческого письма (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Презентация факультативаПрезентация факультативаРусский язык: орфография и пунктуация Цель: углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию,
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Транксрипт:

Материалы к уроку русского языка в 10 классе

Введение Что такое текст? Какие виды информационной переработки текста вы знаете? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст?

Виды информационной переработки текста План. Тезисы. Выписки Конспект. Реферат. Рецензия. Аннотация.

Выписки (выдержка) – дословная или документально точная запись частей текста.

План - это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Тезисы могут содержать классификацию явлений, действий, характеристик. Тезисы могут представлять утверждение чего- либо

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения, т. е. это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника.

Конспекты: - плановые (каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта); - свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); - текстуальные (состоящие из цитат); - тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам)

Прочитайте отрывок из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Сравните его с планом, тезисами и конспектом: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, о его этюдах чисто комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели»

ПланТезисыКонспект 1. «Гроза» - самое решительное произведение Островского. 1. «Гроза» - самое решительное произведение Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий. 1. «Гроза» является самым решительным произведением Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности (Кабаниха и Катерина) доведены до самых трагических последствий; вместе с тем фон пьесы (вся обстановка, в которой развивается действие) обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Наконец, ободряющее и освежающее впечатление достигается самим характером Катерины.

Приемы сокращения текста: - исключение дополнительной информации; - трансформация сложных предложений в простые; трансформация - замена причастных и деепричастных оборотов однородными членами; - сокращение слов.

Сверните предложения: Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 15, а то 20 лет дольше.

Сверните предложение: Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.

Сверните предложение: Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.

Нельзя сокращать слова как попало. Недописанные слова и фразы через какое-то время теряют смысл, забываются, их значение может исказиться (например, предл. – предложение? предлог? предлагать?). Для того чтобы этого избежать, нужно: знать, что в письменной речи наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов;

знать, что окончания слов в русском языке играют большую роль, поэтому нельзя сокращать те окончания, которые обозначают признаки предметных отношений;

термины, новые слова и понятия записывают полностью; использовать общепринятые сокращения слов и аббревиатур; отработать свою, понятную через любое время систему сокращений.

м.б. – может быть т.о. – таким образом - параллельно - не равны - примерно, приблизительно - пересекаются - сумма - образовано < - меньше, менее > - больше, более = - равны, одинаковы || - между

Переформулирование (трансформация) обработка новой и известной ранее информации, полученной в результате ее отбора. Результатом переработки информации является уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подробностей или путем обобщения однородных компонентов.

Свертывание текста преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Свернутый текст отличается от изначального способом обозначения объекта: он не описывает, а лишь указывает на объект.