УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ «Морфологические средства связи предложений в тексте»
Цель урока Выявить особенности использования морфологических средств связи предложений в тексте
Гипотеза Любая часть речи (самостоятельная или служебная) может являться морфологическим средством связи предложений в тексте
Ход урока 1. Лексическая разминка. Определите значения паронимов. Действующий - действенный
Справочный материал Действенный – способный активно воздействовать на что-либо. Действующий – тот, который действует (функционирует) в настоящее время
В каком предложении вместо слова действующий нужно употребить действенный? 1)Основным претендентом на пост главы области был действующий губернатор. 2)Разработанное учёными лекарство может оказать действующую помощь людям. 3)Группа экономистов советует вложить в обсуждаемый проект акции действующих предприятий.
2. Подготовка к работе на основном этапе Вспомните основные средства связи предложений в тексте.
Основные средства связи предложений Однотематическая лексика Лексический повтор Синонимы и антонимы (контекстуальные) Союзы Местоимения Частицы Вводные слова
Морфологические средства связи Союзы Местоимения Частицы Наречия Числительные
Исследование текста Упражнение абзац 1)Язык, слова 2)Это (ясно) 3)Этот (язык), на нём 4)Этих (элементов) 5)Однако 6)Вот почему
Исследование текста Упражнение абзац 1)Язык, слова - лексич. повтор 2)Это (ясно) - местоимение 3)Этот (язык), на нём - местоимение 4)Этих (элементов) - местоимение 5)Однако - союз 6)Вот почему - указ. част.; нареч.
Исследование текста Вывод: В данном тексте для связи предложений наиболее часто используются местоимения, реже – частицы, наречия, союзы.
Исследование текста Грамматические средства связи Говорят, не сможете понимать, не обеспечивают, определяет, является, помогает, облегчает, усваиваем, подойти, постичь, научиться пользоваться Вывод: Для связи предложений используется видовременная соотнесенность глаголов
3.Повторение. Практическая работа по анализу поэтического текста Упражнение 442 Цель: понаблюдать за использованием в поэтическом тексте повторов (звуковых, лексических, грамматических)
Ход урока 4. Итог урока 5. «Рефлексия» «Пейзаж настроения» 6. Домашнее задание Упражнение 447 (задания 1 - 4)