Особенности русского символизма Символ – окно в бесконечность. Ф.Сологуб
Символизм – литературно- художественное направление, считающее целью искусства постижение мира через символы. Символ – многозначное иносказание.
Французские символисты: Шарль Бодлер учил видеть красоту в безобразном Поль Верлен завораживал музыкальностью стиха Артюр Рембо поражал неистовой энергией Стефан Малларме удивлял загадочностью содержания
Поль Верлен «Искусство поэзии» За музыкой только дело. Итак, не размеряй пути. Почти бесплотность предпочти Всему, что слишком плоть и тело. Не церемонься с языком. И торной не ходи дорожкой. Всех лучше песня, что немножко И точность точно под хмельком. Всего милее полутон. Не полный тон, но лишь полтона, Лишь он венчает по закону Мечту с мечтою, альт, басон. Хребет риторике сверни. О, если б в бунте против правил Ты рифмам совести прибавил! Не ты, - куда зайдут они! Так музыки же вновь и вновь! Пускай в твоем стихе с разгону Блеснут вдали, преображенной, Другое небо и любовь. Пускай он выболтает сдуру Все, что впотьмах, чудотворя, Наворожит ему заря… Все прочее – литература.
«Бунт против правил!» Музыкальность Поиск новых стихотворных размеров и рифм Возвышенность тематики Многозначность Расплывчатость образов, недосказанность Мистическая настроенность
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене, Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Входит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Брюсов
3 главных элемента символизма: мистическое содержание, символ, расширение художественной впечатлительности г. – «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (Д.Мережковский) 1894 г. - «Русские символисты» (Брюсов и Миропольский)
1890 г. – «старшие символисты» - Н.Минский, Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, З.Гиппиус, Мирра Лихвинская. Главный принцип – «искусство для искусства» Совершенствование технических приемов стихосложения 1900-е г.г. – «младосимволисты» - В.Соловьев, А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов, Эллис Важность религиозно-философских поисков Мотивы одиночества, безысходности, раздвоенности личности, ухода от скуки повседневности
Символисты обогатили русскую поэзию: Придали поэтическому слову подвижность и многозначность Научились открывать в слове новые оттенки и грани смысла Плодотворные поиски в области фонетики Расширены ритмические возможности стиха Разнообразие строфики Цикл как новая форма организации текста По-новому поставили вопрос об общественности художника