Творчество поэтов- футуристов Игорь Северянин и Велимир Хлебников
Игорь Северянин Эгофутуризм – проповедование самоутверждения личности, поиск нового без отказа от старого, воспевание души как единственной истинной инстанции. Использовали осмысленные неологизмы, смелые образы, эпитеты, ассонансы, боролись со стереотипами, разнообразили ритмику стиха.
«Громкокипящий кубок» 1.«Сирень моей весны» - лирический тон 2.«Мороженое из сирени» - вмешательство цивилизации в мир природы 3.«За струнной изгородью лиры» - попытка лирического героя подняться над дисгармонией бытия, обрести идеал в литературе и величии природы 4.«Эгофутуризм» - манифест группы
Как хороши, как свежи были розы в моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы не трогать их холодною рукой. И.Метлев, 1843 г. В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут – уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Я, гений Игорь Северянин. Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! Я выполнил свою задачу, Литературу покорив. Бросаю сильным на удачу Завоевателя порыв.
Игорь Северянин прежде всего старается обновить поэтический язык, вводя в него слова нашего создающегося бульварного арго, отважные неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами, причем для сравнения выбирает преимущественно явления из обихода современной городской жизни, а не из мира природы. В.Брюсов
Неологизмы И.Северянина: Быстро-темпный Ало-встречный Грозово Олуненный Разузорены Огимнив Непривычные словосочетания: Задохнувшее смех Совпадала с ветром птичка Вдохновляюсь порывно Пора популярить изыски Водопадное сердце
«Янтарная элегия» Вы помните прелестный уголок – Осенний парк в цвету янтарно-алом: И мрамор урн, прославленных бокалом На перекрестке палевых дорог? Вы помните студеное стекло Зеленых струй форелевой речонки: Вы помните комичные опенки Под кедрами, склонившими чело? Вы помните над речкою шале, Как я назвал трехкомнатную дачу, Где плакал я от счастья, и заплачу Еще не раз о ласке и тепле? Вы помните…О да! Забыть нельзя Того, что даже нечего и помнить… Мне хочется Вас грезами исполнить И попроситься робко к Вам в друзья…
Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, игристо! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буэров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь, усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейтесь, рассмеяльно, смех надсмейных смехачей! Смейево, смей его, Усмей, осмей, смешинки, смешинки, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся лик, Гзи-гзи-гзээо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.
Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни.
«Кузнечик» Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер. О, лебедево! О, озари!
…считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и чистейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе. В.Маяковский