Афанасий Афанасьевич Фет Художественные особенности поэзии
Особенности поэзии «чистого искусства» Поэзия намеков, догадок и умолчаний Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта Искусство не должно быть связано с жизнью Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира Это поэзия для избранных
Основные темы поэзии «чистого искусства»: Любовь (лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота) Природа (образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам) Искусство (певучесть и музыкальность)
Особенности пейзажной лирики: Стремление к фиксации изменений в природе Изображение более частных, более коротких и конкретных отрезков сезонов Точность и четкость пейзажа
Что сближает поэзию А.Фета с импрессионизмом? Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость, даже банальность Постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» Стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах Поэта интересует не столько сам предмет, сколько впечатления, производимые предметом
А.Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит» «Целый мир от красоты» «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»
План анализа лирического произведения Творческая история стихотворения Тема и идея Композиция и внутренний сюжет Лирический герой и система образов Жанровая специфика Эмоциональная окраска (в каких образах, деталях, тропах выявляется) Какие мысли и чувства вызывает произведение? Основные особенности поэтического языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис, тропы) Особенности ритмики, размера, рифмы
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..