ОБРАЗ ПЕЧОРИНА Композиция романа «Герой нашего времени»
Знание текста романа Кто это? Полосатое платье, правильный нос, гибкость стана, особенное наклонение головы, длинные русые волосы. Среднего роста, блондинка, с правильными чертами лица, цвет лица чахоточный. На правой щеке черная родинка. Наружность и тех, что с первого раза поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, мал ростом, худ, слаб, как ребенок, большая голова, неровности черепа, маленькие черные глаза, жилистые и маленькие руки. Хорошо сложен, смугл, черноволос, 21 год, закидывает голову назад, когда говорит, носит солдатскую шинель. Высокого роста, смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, печальная и холодная улыбка.
Знание текста романа Сколько лет Максиму Максимычу? Назовите его чин. Кто такой «мирной князь»? Что случилось с братом и отцом Бэлы, когда она оказалась в крепости у Печорина? Какую привычку считает повествователь признаком «скрытности характера»? Куда лежит путь Печорина во время его последней встречи с Максим Максимычем? Как звали контрабандиста из «Тамани»? Какую фамилию носила княжна Мери? Как молодежь называла доктора Вернера? Кто был обладателем серебряного кольца с чернью? Кто был секундантами на дуэли Печорина и Грушницкого? В чем суть спора Печорина и Вулича?
Давайте сравним реальную хронологическую последовательность событий с последовательностью их изложения в романе. Композиция «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие к журналу «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Хронология событий «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие к журналу
Лермонтов начинает рассказ о Печорине с середины и доводит до конца, а потом возвращается к началу и доводит до середины. Зачем? Печорин идет по кругу (начинает в крепости и заканчивает в ней) - тупик!
Как композиция романа влияет на раскрытие образа Печорина? В 1 части романа Печорин все время куда-то спешит, переезжает, скитается. А после дуэли с Грушницким его ссылают в крепость, и Печорин становится человеком, который уже никуда не торопится, спокойно может принять вызов судьбы.
Кому в романе Печорин принес несчастье? Бэла (косвенно повинен в смерти) Мери (обманул, добился любви – обострение болезни) Вера (ненужный роман, не приходит на свидание) Контрабандисты (расстроил их планы, слепой мальчик остался один) Максим Максимыч (обижает старого человека, не желает уделять ему времени) Вернер ( даже не мог с ним по-дружески попрощаться) Вулич ( и здесь он предсказал смерть) Грушницкий (убил на дуэли)
В большинстве случаев Печорин не желает окружающим зла. Он просто играет их судьбами. А вот Грушницкого Печорин убивает. «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в моей груди: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба…» «Холодная злость овладела мною при мысли… И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу» «Я хотел себе дать полное право е щадить его, если бы судьба меня помиловала» Что мешало Печорину выстрелить вверх?
Вывод: Лермонтов выстаивает сюжет так, что Печорин никогда, в том числе и с Грушницким, не является прямым виновником несчастья. Но это не снимает ответственности с героя, и у человека создается впечатление, что Печорин приносит в этот мир только зло.
Каковы взаимоотношения Печорина с другими персонажами? Как он относится к ним? Как они относятся к Печорину? Какие черты характера раскрываются в данных отношениях?
Почему Печорин решил похитить Бэлу? Почему он не чувствует себя счастливым, добившись любви девушки? Изменился ли Печорин после отъезда из крепости? Какие качества Печорина проявляются в «Тамани»? Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым? Убедил ли Печорина случай с Вуличем, что человек подчинен предопределению, року?
Мы уже познакомились со взглядами на Печорина различных персонажей. А вот еще один взгляд на героя. Чьи это слова? «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, что ты лучше всех, о нет! Но в твоей природе есть что-то гордое и таинственное, в твоем голосе есть власть непобедимая, никто не умеет так постоянно быть любимым, ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном»