Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения
Функция локализации педагогического опыта предполагает описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики
Этапы работы по проблеме педагогического опыта Выявление Изучение Обобщение Распространение
ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Выявить – сделать явным, обнаружить, вскрыть (словарь С.И. Ожегова)
Роль анализа образовательного процесса в выявлении педагогического опыта Анализ – это: метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо (словарь С.И. Ожегова) ; процесс установления связей между достигнутыми результатами и педагогическими явлениями, которые оказали на это влияние
Цель педагогического анализа Из различного рода данных составить общую картину процесса, выявить закономерности и тенденции (Конаржевский Ю.А.)
Задача педагогического анализа Формирование ответов на вопросы: «Что произошло?», «Почему это произошло?», «Как развивалось данное положительное явление?»
Источники информации Результаты мониторинга качества образования школьников; результаты анализа учебных занятий в образовательных учреждениях; информация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих в инновационном режиме; заявление педагога – автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные результаты учебной деятельности школьников; конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических инноваций; конференции, семинары – другие формы педагогического общения; анализ сайтов ИНТЕРНЕТ; опросы детей и родителей; другие источники информации.
Критерии педагогического опыта Новизна. Высокая эффективность. Устойчивость результатов. Сбалансированность и комплексность результатов. Рациональность затрат времени, усилий, средств. Соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе.
Алгоритм выявления педагогического опыта создать творческую группу и организовать её деятельность по выявлению ПО; провести проблемный анализ образовательного процесса в ОУ; выявить проблемы на основе анализа; структурировать проблемы ОУ; явить объект, который способен решать наиболее значимые для ОУ проблемы; рекомендовать к изучению выявленный опыт
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Изучение ПО - это организованная познавательная деятельность, направленная на вычленение общего, устойчивого в образовательном процессе
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?)
Этапы деятельности творческой группы Организационно- мотивационный Подготовительный Основной Обобщающий Заключительный
Методы изучения педагогического опыта Анализ документов Анкетирование Анализ Синтез Наблюдение Сравнение Метод самооценки Беседа Диагностика
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Обобщение – это фиксирование опыта в соответствии с теоретическими позициями и практическими результат. Обобщение – сформулированные выводы общего характера, полученные при анализе отдельных явлений, фактов.
Требования к документу о педагогическом опыте Научная обоснованность Целесообразность Конкретность Целостность, логичность
Информационно- педагогический модуль (ИПМ) – краткое, конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям: 1.Научность; 2.Информативность; 3. Логическая законченность информации; 4.Популярность.
Алгоритм описания педагогического опыта Выделение (формулировка) противоречий, решаемых в рассматриваемом опыте Выстраивание в логической последовательности задач и путей разрешения выявленных противоречий Формулировка сущности (ведущей проблемы) обобщаемого педагогического опыта Изложение факторов успешности, содержащиеся в системе работы педагога Описание этих факторов Редактирование текста